Категории каталога
Каталог / Архитектура / Стеклянный лес на прозрачной границе светит под землю и в космос

Стеклянный лес на прозрачной границе светит под землю и в космос

Граница США и Мексики имеет протяжённость более 3 тысяч километров. Кое-где заборы уже стоят. Наиболее укреплён в этом смысле 22-километровый участок, отделяющий Сан-Диего от Тихуаны (про тамошнюю ситуацию мы рассказывали кое-что). Однако американские власти убеждены, что этого барьера до смешного мало. Сенат США призывает построить дополнительно "трёхслойную" ограду длиной 595 км, Белый дом предлагает возвести барьер в два раза длиннее.

Президент Буш, в свою очередь, пригласил военных подрядчиков, чтобы те изобрели "виртуальный забор" на основе высоких технологий: с датчиками движения, патрулированием беспилотными самолётами, контролем со спутников и так далее.

Газета New York Times, между тем, решила напомнить власть имущим, что Мексика — никакой не враг. Стало быть, работу нужно доверять не воякам, а профессиональным архитекторам и дизайнерам.

Соответственно, New York Times обратилась к 13 видным американским архитекторам и городским планировщикам с просьбой — "изобрести" идеальный, по их мнению, забор.

Восемь творцов ответили на призыв газеты отказом. "Глупо проектировать головоломку, пусть этим занимаются службы безопасности и инженеры", — заявил нью-йоркский архитектор Рикардо Скофидио (Ricardo Scofidio — о его других проектах читайте здесь, здесь).

Некоторые мастера не приняли вызов, сославшись, что это политическая проблема. Однако пятеро всё же представили свои проекты. И большинство увидело границу не как пункт традиционного разделения, а место "инновационной интеграции", которое с обеих сторон рассматривается как горизонт возможностей, а не барьер.

Разглядывая "стеклянный лес", не забудьте обратить внимание на туннель внизу, с выставкой "наскальной живописи" (иллюстрация Eric Owen Moss Architects).

Разглядывая "стеклянный лес", не забудьте обратить внимание на туннель внизу, с выставкой "наскальной живописи" (иллюстрация Eric Owen Moss Architects).
Одну из самых ярких, во всех смыслах, идей предложил архитектор из Лос-Анджелеса Эрик Оуэн Мосс (Eric Owen Moss Architects). Его проект — это приглашение на прогулку по благоустроенной галерее.

Вместо забора мы видим "лесополосу" из прозрачных колонн, которые освещают и вечернее небо, и пространство под землёй. Эти туннели не просто пешеходные переходы, а выставки культуры и искусства, символизирующие встречу двух культур. Таким образом, граница Мосса – и не граница вовсе, а социальный обмен. И архитектор предлагает отпраздновать это объединение, а заодно и появление светящегося подобия Великой Китайской стены.

Свет городков предпринимателей Кельвина Тсао также был бы виден из космоса. Но не так ярко он бы смотрелся, как колонны Мосса (иллюстрация Tsao & McKown Architects).

Свет городков предпринимателей Кельвина Тсао также был бы виден из космоса. Но не так ярко он бы смотрелся, как колонны Мосса (иллюстрация Tsao & McKown Architects).
О "границе света" говорит и Кельвин Тсао (Tsao & McKown Architects). В его понимании граница — зона предпринимательства, которая постепенно превратится в ряд маленьких развивающихся городов, свет которых можно увидеть из космоса ночью.

Как "производительную, экологически рациональную зону предпринимательства" представляет себе "забор" и Джеймс Корнер (James Corner). Он, правда, не отказывается от укреплений на границе, но они, в его понимании, должны иметь ещё одну функцию: собирать энергию Солнца и ветра.

Таким образом, "барьер", сам обеспечивающий себя энергоресурсами, будет привлекать промышленников из США, а работников из Мексики — ведь именно в поисках работы люди и пересекают границу.

Пограничная промзона Джеймса Корнера с ветряками, солнечными батареями и, почему-то, фурами DHL и FedEx (иллюстрация James Corner/Field Operations).

Пограничная промзона Джеймса Корнера с ветряками, солнечными батареями и, почему-то, фурами DHL и FedEx (иллюстрация James Corner/Field Operations).
А вот архитектор Энрике Нортен (Enrique Norten) сам родился в Мексике. Сегодня его фирма TEN Arquitectos имеет офисы и в Мехико, и Нью-Йорке. Нортен же считает, что деньги, предназначенные на возведение стены, гораздо разумнее потратить на строительство нескольких связывающих две страны шоссе. Всё равно, дескать, Штаты и Мексика рано или поздно сольются в одно большое сообщество — так зачем же разъединяться? Лучше наоборот, давно пора.
Уроженец Мексики Энрике Нортен предлагает вместо стены соединить страны мостами-шоссе (иллюстрация Enrique Norten/TEN Arquitectos).

Уроженец Мексики Энрике Нортен предлагает вместо стены соединить страны мостами-шоссе (иллюстрация Enrique Norten/TEN Arquitectos).
Тем временем Антуан Предок (Antoine Predock Architect) решил "дематерилизовать" забор, сделав его "физической стеной" в виде миража. Установленные снизу земляного укрепления нагревательные установки, по плану, поднимают в воздух каменную крошку и пыль, создавая, как в пустыне, иллюзию парящих объектов. Такой барьер было бы почти невозможно пересечь, зато соседи могли бы поболтать через "невидимый" забор без особых усилий.
Забор-мираж Антуана Предока (иллюстрация Antoine Predock Architect).

Забор-мираж Антуана Предока (иллюстрация Antoine Predock Architect).
Что ж, спасибо New York Times. Собранные изданием проекты красивы и интересны, каждый по-своему. И, увы, никак не повлияют на окончательный вариант забора. Традиционной, разумеется, "стены безопасности". Зато познакомились с талантливыми архитекторами, пройдитесь по их сайтам, там есть прелюбопытные вещи.
Материал предоставлен: Membrana.RU - Люди. Идеи. Технологии.

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru