Культурный и бизнес-центр Хорхе Вергары Кабреры (Centro de Cultura, Convenciones y Negocios Jorge Vergara Cabrera — Centro JVC), который сейчас строится в центре мексиканского города Гвадалахара (Guadalajara) обещает стать одним из самых любопытных архитектурных комплексов нашего времени.
Магнат энергетических напитков Хорхе Вергара вложил в эту стройку сотни миллионов долларов, которые "притянули" в Гвадалахару многих всемирно известных архитекторов.
В частности, американец Дэниел Либескинд (Daniel Libeskind) будет строить тут университетское здание, японский архитектор Тойо Ито (Toyo Ito) – музей современных искусств, а французский мастер Жан Новель (Jean Nouvel) – офисный центр. Есть там и ряд других проектов.
Однако так вышло, что стадион в Гвадалахаре ныне строят несколько менее известные персонажи. И вышло это, в общем-то, случайно.
Французские дизайнеры и архитекторы Жан-Мари Массо (Jean-Marie Massaud) и Даниэль Пузе (Daniel Pouzet), совладельцы студии Массо (Studio Massaud), должны были встретиться с Вергарой в Париже, чтобы обсудить проект строительства гостиницы в Пуэрто-Вальярта (Puerto Vallarta). Но самолёт Хорхе задержался, и французы были вынуждены долго ждать бизнесмена в компании его помощника.
"Футбольный стадион может быть красивым, но какова первая вещь, которую вы в нём замечаете? Крыша. Таким образом, архитекторы обычно слишком подчеркивают её, даже притом, что она в действительности — только лишь украшение. Когда Солнце сияет под острым углом, никто не получает убежище. Когда есть ветер и дождь — то же самое.
Потому мы вообразили крышу как большое облако, плавающее выше чаши. Тогда мы сделали остальную часть стадиона невидимой – она "исчезла" во впадине большого холма или вулкана.
И это было хорошо, потому что опредёленные культуры использовали вулканы как храмы. Кроме того, автостоянка может быть скрыта в "вулкане", так что внешняя сторона стадиона становится большим парком, где мамы с детишками могут устраивать пикники прямо травянистом склоне".
Друзья засели за расчёты. Так родился необычный проект, называемый самими архитекторами "Вулканический стадион" (Volcano Stadium), а заказчиком (более официально) — Estadio Chivas, рассчитанный на 45 тысяч зрителей.
Его зелёный конус символизирует вулкан страстей, которые разыгрываются на стадионе и, вместе с тем, растворяется в окружающей зелёной местности.
Сначала друзья задумали выполнить крышу в виде аэростата, действительно парящего, но посчитав затраты денег и времени, решили ограничиться белой тканью, натянутой на ажурную пространственную структуру.
Изнутри на эту ткань будут проецироваться рекламные изображения, что освободило большую кольцевую стену внутри сооружения.
Так что тренажёрные залы, раздевалки команд, офисы и прочие помещения, опоясывающие чашу стадиона примерно на середине его высоты, получили прекрасный вид на поле через большие стеклянные стены.
"Зато, — говорят Массо и Пузе, — интересно быть плохо знакомыми с данным типом сооружений – так можно принести в эту область свежий взгляд".