Нью-йоркская студия Diller Scofidio + Renfro только что получила в США национальную награду за архитектурный дизайн (Architecture Design Award 2005). Будем считать это формальным поводом, чтобы рассказать об одном удивительном проекте, который основатели студии, Элизабет Диллер (Elizabeth Diller) и её муж Рикардо Скофидио (Ricardo Scofidio), воплотили три года назад.
Супругам было предложено спроектировать павильон для проходившей в Швейцарии выставки Expo 2002. Развивая идею о "создании ничего", архитекторы придумали подобную облаку массу, неподвижно висящую над поверхностью озера и принимающую посетителей.
Диллер и Скофидио поняли, что установка для искусственного облака будет представлять собой большую открытую платформу размерами 60 x 100 x 20 метров, стоящую на четырёх опорах на дне Невшательского озера (Lac de Neuchtel).
Из озера будет вычерпываться вода, фильтроваться и распыляться через 31,5 тысячу туманообразующих сопел.
Контроль работы разбрызгивателей будет доверен компьютерам, которые смогут управлять установкой в соответствии с температурой, влажностью, скоростью и направлением ветра.
Таким образом, создастся искусственное облако 20-метровой высоты, шириной 90 метров и 60 метров глубиной. Впрочем, авторы проекта решили своё создание облаком не называть и предпочли прозвище "Пятно" (Blur Building).
Предварительно на берегу желающим выдавали полиэтиленовые дождевики, всё-таки им предстояло познакомиться с "растворимой в воде архитектурой".
Кстати, с плащами получилось не так, как планировали Диллер и Скофидио. Самое большое разочарование архитекторов заключалось в невозможности присутствия медиа-установки — "мозговых дождевиков" ("braincoats") — которые реагировали бы друг на друга цветом, светом, помогая находить дорогу в тумане, служа средством взаимодействия с конструкцией.
Но была сделана только маленькая полоса светодиодов на уровне глаз — для безопасности.
В центре массы тумана посетителей ожидал "белый шум пульсирующих сопел" и вода почти во всех её проявлениях — работал водный бар (Angel Bar), в котором можно было найти воду из ледников и артезианских скважин, минеральные и дистиллированные воды в бутылках со всего света — меню очаровало бы самого проницательного знатока.
Хотя швейцарская пресса восторженно назвала Blur Building "сумасшедшей вещью", добавив "Как очаровательно, что без смысла!", совершенно очевидно, что при желании и некоторого воображения смысл можно найти, а то и несколько.
"Когда мы говорим о погоде, подразумевается, что мы говорим ни о чём, — размышляет Элизабет, — но не погода ли, фактически, является мощной темой культурного обмена, на которую не влияют ни социальные различия, ни финансовое состояние, ни геополитические границы?".
После выставки изображения Blur Building были, казалось, на всём — от пачек сахара и плиток шоколада до телефонных карт и лотерейных билетов. Задуманное как невыразительное, "Пятно" в итоге стало самым узнаваемым символом Expo 2002.
Всё больше и больше людей понимает, что архитектурный дизайн — это не только кирпичи и палки, что он не должен иметь каких-то чётких рамок. Кроме того, проект ставит перед нами вопрос — где ложное различие между архитектурой и неархитектурой. И если никакого различия нет, то — что является архитектурой?".