Законодательная база США по правила рассылки несанкционированных писем находится в зачаточном состоянии. Существует слишком много опасений, что борьба со спамом можно негативно повлиять на свободу распространения и получения информации.
Согласно американскому законодательству, в каждом письме должно быть помещено указание, как его получатель может отказаться от получения дальнейших посланий. Например, это может быть адрес электронной почты, на который необходимо отправить письмо с просьбой исключить данный адрес из списка рассылки. Если рассылка продолжает приходить, то ее получатель может обратиться в Федеральную Торговую Комиссию (ФТК)\Federal Trade Commission, находящуюся в ведении Генерального прокурора США. Впрочем, исследование ФТК показало, что лишь 63% отказов в получении дальнейших посланий, посланных в адрес фирмы-спаммера, принимаются спаммерами к исполнению.
Антиспамовское законодательство принято в двух штатах США - Вирджинии и Вашингтоне. Во многом это произошло под влиянием крупнейших участников интернет-рынка - компании America Online (AOL), штаб-квартира которой находится в Вирджинии и компании Microsoft, обитающей в штате Вашингтон. В этих штатах действуют нормы, согласно которым постоянная рассылка несанкционированных писем и отказ от отписки пользователей, просящих об этом, карается штрафом в размере $500. Если судом будет принято решение, что спаммер нанес получателю почты ущерб, превышающий $2.5 тыс., то мерой наказания может быть избрано тюремное заключение. Интернет-провайдеры, пострадавшие от деятельности спаммеров могут требовать возмещения нанесенного им ущерба из расчета $10 за каждое подобное письмо или $25 тыс. в день. Аналогичных возмещений вправе требовать пострадавшие частные лица. Любопытно, что против принятия этих законодательных актов выступали влиятельные общественные организации США, защищающие свободу слова.
Повышенное внимание к проблеме спама является симптомом роста значения электронной почты. По оценкам маркетинговой фирмы IDC, в 2002 году в мире было послано примерно 31 млрд. электронных писем. К 2006 году их число вырастет примерно до 60 млрд. Электронная почта стала важным инструментом не только бизнеса, но и политической борьбы. Исследовательская организация Pew Research Center установила, что две трети американских политиков, участвовавших в выборах 2002 года, использовали электронную почту для ведения агитации. Примерно 70 млн. американцев (население США составляет примерно 282 млн. человек) постоянно используют Всемирную Сеть для получения информации политического плана. 34% пользователей Сети используют электронную почту для обмена посланиями на политические темы. В 2002 году 22% пользователей обменивались сообщениями о том, за какого политика они предполагают или, наоборот, не предполагают голосовать.
Борьба со спамом началась примерно 7-8 лет назад, когда появились первые "фильтры", отсеивающие бесполезные послания. Ныне борцы со спамом используют ряд инструментов для борьбы с несанкционированной почтой. Создаются "черные списки" серверов, с которых распространяются подобные сообщения, однако профессиональные спаммеры легко обходят это ограничение, проводя рассылки с разных серверов. Популярен способ создания запретов на пропуск писем, содержащих определенные ключевые слова и фразы - однако спаммеры изменяют их написание и преодолевают эти преграды. Некоторые сервера опознают программы, с помощью которых спаммеры скачивают новые адреса электронной почты. Однако и это не помогает, потому что рассылка может проводиться с другого адреса. Существуют и иные, более технически сложные способы обходы барьеров. В результате, жертвами борцов со спамом часто падают невинные отправители писем, неразумно использовавших запрещенные слова или воспользовавшиеся сервером, занесенным в "черный список".
Расследование, проведенное Федеральной Торговой Комиссией (ФТК) \Federal Trade Commission, показало, что главным источником адресов электронной почты для спаммеров являются чаты и форумы. ФТК создала 175 адресов электронной почты и разместила их на 250 различных сайтах. Уже через 8 минут после помещения первого адреса на чат, на него пришло рекламное сообщение. Любопытно, что тип рассылаемых сообщений не зависит от того, из какого источника был получен адрес электронной почты. К примеру, ряд адресов был помещен на форумах, обычно используемых детьми. Тем не менее на эти адреса пришли письма с рекламой порнографии и предложениями работы из дома.
Организация "Исследовательская Группа по Борьбе Со Спамом"\The Anti-Spam Research Group несколько лет проводящие исследования в этой сфере, считает, что многие проблемы вызваны не только лакунами в законодательстве об электронных коммуникациях, но и из-за того, что ряд ключевых протоколов, ныне используемых в Интернете, устарел и не учитывает всех реалий современности. К примеру, протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol), используемый для пересылки электронных посланий, был создан в 1982 году, когда трудно было представить, что электронная почта и спам достигнут такого уровня развития.