Реформы системы правосудия являются предпосылкой для экономического роста и социального развития любой страны. Процессы, которые приводят к формированию, постановлению, общественному оглашению и правоприменению различных норм и правил, создают фундамент, на котором строится правовое государство.
Концепция "власти закона" обычно базируется на ряде основополагающих принципов, среди которых презумпция невиновности, всеобщее равенство перед законом, принцип отдельного наказания за каждое преступление и пр. В обществе, где “властвуют” нормы права, никто не стоит выше закона, даже само правительство. Суть норм права - их автономность и независимость от политических, экономических, культурных, религиозных структур государства. По словам Луиса Морено Окампо\Luis Moreno Ocampo, вице-президента крупнейшей антикоррупционной организации мира Transparency International, правовые реформы стали неотъемлемой частью демократизации, и любое государство, стремящееся к демократии, должно сделать их развитие своей приоритетной задачей.
Реформы, направленные на усовершенствование и модернизацию правовой системы, нацелены на разрешение таких проблем, как коррупция, недоверие к судебной системе, неэффективность судов и законов, обеспечение адекватной компенсации для юристов и судей, предоставление свободного доступа населения к юридическим услугам и т. д. По оценкам Международного Фонда по Избирательным Системам\International Foundation for Election Systems, существует 18 ключевых принципов, на основании которых можно установить, насколько сильно развита правовая система данной страны. В список "принципов правовой целостности" входят такие параметры, как гарантии независимости судей и судов; адекватная профессиональная подготовка судей и юристов; объективные и честные процедуры назначения судей, проведения судебных процессов и принятия решений; соответствующее снабжение финансовых и прочих ресурсов; дисциплинарные процедуры, и т. д.
Основным объектом правовых реформ является судебная структура страны, которая в большинстве случаев стран определена Конституцией. Реформированию подвергаются суды и судебные структуры всех инстанций - конституционный суд, верховный суд, региональные и районные суды всех видов (гражданские, уголовные и административные), апелляционный суд, арбитражный суд, прокуратура и т. д. Успех в проведении подобных реформ зависит от координированной деятельности с правительственными органами страны. По словам вице президента Всемирного Банка\World Bank Дэвида де Ферранти\David de Ferranti, проведение правовых реформ - активный эволюционный процесс, который включает исполнительную и законодательную власть, комиссии по правовым реформам, неправительственные организации и общество. Согласно требованиям Международного Комитета по Правам Человека\International Committee for Human Rights, реформы необходимо обсуждать и координировать с обществом, так как в конечном итоге, именно общество являются “основным потребителем” усовершенствованной правовой системы.