Категории каталога
Каталог / Закон и право / Великолепная девятка

Великолепная девятка

В 2005 году в отставку неожиданно ушла судья Верховного Суда США Сандра О'Коннор\Sandra Day O'Connor. Президент Джордж Буш\George Bush предложил на ее место Джона Робертса\John Roberts, чья кандидатура должна быть одобрена Сенатом США\US Senate. Опрос телекомпании ABC и газеты Washington Post показал, что 77% американцев внимательно следят за этим процессом. Столько же опрошенных Pew Research Center for the People & the Press заявили, что будущее США во многом зависит от личных качеств члена Верховного Суда.

В Конституции конкретно не указывается, сколько членов должно быть в Верховном суде США. Первоначально Конгресс США постановил, что Верховный Суд США должен состоять из шести членов. Впоследствии в состав этого суда входили 10 членов, иногда случалось, что их число сокращалось до пяти. Обычно число членов Верховного Суда определялось требованиями к эффективности его работы. В одном случае решающим фактором стали политические мотивы. В 1866 году Конгресс предусмотрел сокращение числа членов Верховного Суда США путем незаполнения освободившихся вакансий с 10 до 7 с тем, чтобы помешать Президенту Эндрю Джонсону\Andrew Johnson произвести любые назначения в этот суд. В 1869 году после ухода Джонсона со своего поста число членов Верховного Суда США было увеличено до девяти, и с тех пор оно остается неизменным. Конгресс США имеет право изменять численность и состав Суда, однако не использовал  это правило более ста лет, несмотря на то, что объемы работы Верховного Суда значительно увеличились.

В подавляющем большинстве случаев президенты предлагали в Верховный Суд кандидатуры своих однопартийцев или юристов, одобрявших позицию президента по основным вопросам. Многие назначенцы сами являлись серьезными политическими фигурами. Например, в 1921 году президент Уоррен Гардинг\Warren Harding сделал главой Верховного Суда экс-президента Уильяма Тафта\William Taft.  Среди судей было достаточно много бывших губернаторов штатов, конгрессменов, сенаторов и видных общественных деятелей. 

Есть несколько примеров, когда президенты назначали в Верховный Суд членов оппозиционной партии. Так, например, в 1863 году республиканец Абрахам Линкольн\Abraham Linkoln  назначил в Верховный Суд США известного демократа Стивена Филда\Stephen J. Field. В 1940 году президент-демократ Франклин Рузвельт\Franklin Roosevelt сделал председателем Верховного Суда республиканца Харлана Стоуна\Harlan Fiske Stone. Все эти назначения носили политический характер, поскольку таким образом президенты рассчитывали приобрести поддержку со стороны населения или Конгресса. За последние пятьдесят лет видные политические фигуры в состав Верховного Суда не входили - в этот орган, как правило, попадали известные юристы, имевшие опыт работы судьями.

Однако, какими бы ни были обстоятельства их назначения, члены Верховного Суда США всегда проявляли независимость от других ветвей власти, включая независимость от самих президентов, которые их назначили. Так, например, в 1902 году Президент Теодор Рузвельт\Theodore Roosevelt назначил Оливера Холмса\Oliver Wendell Holmes членом Верховного Cуда. Менее, чем через два года, при рассмотрении важнейшего дела Холмс голосовал против президента. Эрл Уоррен\Earl Warren, назначенный президентом Дуайтом Эйзенхауэром\Dwight Eisenhower Председателем Верховного Суда, так часто голосовал против Эйзенхауэра, что после ухода со своего поста этот президент охарактеризовал назначение им Уоррена "как самую большую и чертовски глупую ошибку, которую я сделал будучи президентом". Еще более важное значение сыграла позиция членов Верховного Суда в ходе Уотергейтского скандала. Президент Ричард Никсон\Richard Nixon отказался предоставить суду магнитофонные записи, сделанные в Белом Доме. Дело дошло до Верховного Суда. В 1974 году трое из четырех членов Верховного Суда, назначенных Никсоном, проголосовали против него, четвертый отказался от участия в голосовании.

По Конституции, члены Верховного суда служат пожизненно "при безупречном поведении". Как правило, членами Верховного Суда становятся люди весьма зрелого возраста - самым молодым судьей в истории этого органа был Джозеф Стори\Joseph Story (был назначен в 1811 году), которому на тот момент было 39 лет. Среднестатистический судья работает в Верховном Суде 15 лет. Судья Оливер Дуглас\Oliver Douglas провел на этой работе рекордный срок - 36 лет и шесть месяцев (с 1939 по 1975 год). В 1932 году на покой ушел старейший судья Оливер Холмс\Oliver Holmes, которому на момент отставки было 90 лет. Насколько успешно могут решать серьезнейшие вопросы люди преклонного возраста, часто имеющие большие проблемы со здоровьем, неизвестно. Этот аспект приобретает особое значение из-за того, что Верховный Суд рассматривает дела, заседая только в полном составе (с участием всех девяти судей). Поэтому болезнь одного из судей автоматически тормозит работу всего органа.

Опрос телекомпании Fox, показал, что ныне 28% американцев считают, что судьи могут работать в Верховном Суде так долго, как хотят. Однако большинство - 66% опрошенных - считают, что для судей должна быть установлена возрастная планка. В 2004 году председатель Верховного Суда Уильям Ренквист\William H. Rehnquist заболел тяжелой формой рака, однако опроверг слухи о своем уходе в отставку, заявив, что болезнь не мешает ему выполнять служебные обязанности.

Несмотря на то, что в отношении члена Верховного Суда США может быть проведена процедура импичмента, на практике это право реализовывалось лишь один раз и то безрезультатно. Прецедент такого рода произошел в 1805 году, когда один из членов Верховного Суда стал жертвой импичмента по политическим причинам. Однако во время голосования в Сенате его политические противники проиграли - в поддержку судьи выступили даже члены их собственной партии, посчитавшие, что независимость судей важнее, чем партийные интересы. В период между 1933 и 1936 годами Верховный Суд США объявил неконституционными многие важные законы, инициатором принятия которых был президент Франклин Рузвельт\Franklin D. Roosevelt, проводивший в стране масштабные экономические реформы во время беспрецедентного кризиса, названного Великой Депрессией. В 1936 году Рузвельт был вновь избран президентом, а его сторонники получили значительное большинство в обеих палатах Конгресса США. Рузевльт решил решить проблему Верховного Суда элегантно - просто ввести в его состав шесть дополнительных членов, которые смогли бы склонить чашу весов на его сторону. Для этого требовалось внести изменения в законодательство. Однако этот план был отвергнут и Конгрессом и, по данным опросов общественного мнения, населением США. Несмотря на это, экономическая политика Рузвельта вызывала одобрение, сохранение независимости Верховного Суда было признано более важной задачей, чем разрешение кризиса.

Материал предоставлен: Washington ProFile

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru