Категории каталога
Каталог / Закон и право / Лоббизм в США. Два вопроса двум экспертам

Лоббизм в США. Два вопроса двум экспертам

В январе 2006 года Джек Абрамофф\Jack Abramoff, влиятельный лоббист, активист Республиканской партии (к примеру, он собрал в избирательный фонд президента Джорджжа Буша\George Bush $100 тыс.) и успешный бизнесмен, был признан виновным в мошенничестве, тайном сговоре и уклонении от уплаты налогов. Абрамофф оказался на скамье подсудимых, поскольку достоянием гласности стали его сделки с представителями индейских племен (во многих резервациях созданы казино, запрещенные на территории большинства штатов США). Абрамофф предлагал скрытые взятки американским законодателям и\или их ближайшим сотрудникам, оплачивал их поездки, развлечения и обеды в дорогих ресторанах. "Дело Абрамоффа" стало причиной скандала, жертвами которого стали некоторые влиятельные конгрессмены, вынужденные оставить свои посты. В результате, в США активно обсуждается необходимость реформы системы лоббирования.

Вопрос: Популярна точка зрения, что политика в США стала более коррумпированной, чем ранее. Как Вы оцениваете ситуацию?

Стивен Клемонс\Steven C. Clemons, специалист по внешней политике, руководитель программы American Strategy Program, занимающейся продвижением американского интернационализма в исследовательской организации New America Foundation. Автор популярного политического блога The Washingtonnote.com: Проблема лоббизма возникла не за одну ночь. Гроза собиралась уже 15 лет. Все началось во времена Клинтона, в период экономического подъема. Тогда процветали многие компании - в том числе и интернет-фирмы (дот-комы). Поэтому они смогли вкладывать ресурсы в политику, стремясь получить определенную выгоду. 

Естественно, коррупция всегда присутствовала в американской политике, хотя она удерживалась в определенных рамках с помощью системы "сдержек и противовесов," этических правил, транспарентности... В последние годы огромное количество денег вкладывается в политический процесс. Однако стоит заметить, что лоббирование строго регулируется американским законодательством. Джек Абрамофф смог эти законы обойти - но он попался, и это ему дорого обойдется. 

Линда Фоулер\Linda L. Fowler, профессор Колледжа Дармут\Dartmouth College. Специалист в области законодательной политики, публичной политики и пр.: Исторически коррупция в Вашингтоне прибывает волнообразно. С одной стороны, этот кризис - последствие очередного цикла попытки влияния бизнеса на политику, осуществленного с применением новых методов. Хотя, с другой стороны, нынешние скандалы имеют несколько иной оттенок. Дело в том, что республиканские лидеры Палаты Представителей Конгресса США систематически пытались сделать лоббистов инструментом Республиканской партии. В прошлом лоббисты имели дело с обеими партиями и пытались налаживать контакты и с демократами, и с республиканцами. Для них было опасно иметь слишком тесные отношения с одной партией. Но в последнее время наблюдается иная тенденция. Де-факто республиканцы  заявили, что все, желающие заниматься лоббированием в столице, должны быть готовы работать в пользу республиканцев. Поэтому Абрамофф не только работал за своих клиентов, но он являлся крупнейшим собирателем средств в казну республиканцев.  

Вопрос: Как может измениться ситуация в краткосрочной перспективе?

Клемонс: К сожалению, вероятно, будет наблюдаться период гиперреакции. Я не выступаю за то, чтобы полностью запретить или серьезно ограничить вливание денег в политический процесс или в научно-исследовательские центры - деньги там нужны. Но необходимо создать абсолютно прозрачную систему. Важно помнить, что лоббисты играют важную роль в американской демократии. Необходимо найти разумный путь реформирования, чтобы разрешать полезные связи и отношения между лоббистами и законодателями. Я уверен, что это вполне возможно.   

Вместо того, чтобы разрабатывать реальные реформы, в Конгрессе будут выражать бурное возмущение и будут пытаться доказать, что они сами - исключительно чистые и честные люди, несмотря на то, что каждый из конгрессменов и сенаторов является частью системной проблемы. Но в дальнейшем будут предприняты значительные усилия по изменению системы лоббирования. До скандала с Абрамоффым никто не говорил и не думал о злоупотреблениях лоббистов, несмотря на то, что эта проблема существовала. Я надеюсь, что ситуация меняется,  и американцы готовы посмотреть правде в глаза. Важно, чтобы проблема лоббизма продолжала привлекать пристальное внимание общественности. 

Американцам уже давно надоела структурная коррупция в Вашингтоне. Многие так устали от нее, что вообще отказались от участия в политике. Я много лет назад вышел из Демократической партии, однако я не стал и республиканцем. Когда я жил в Лос-Анджелесе, нефтяной магнат Арманд Хаммер сумел купить демократов - депутатов городского совета, стремясь получить разрешение на добычу нефти на определенных участках. Тогда это удалось предотвратить, но это пример существования политиков, действующих как Абрамофф. В американской политике отсутствует монополия на честность и приличие - и в этом виноваты обе партии. 

Фоулер: В ближайшее время будут предложены законодательные инициативы, с помощью которых будут ужесточены правила игры. Хотя, как мне кажется, ничто не помешает нарушать новые правила. Ключевой вопрос - как эти законы будут исполняться? Готов ли Конгресс оживить полумертвый Комитет по этике, который, если я правильно помню, был создан в 1970-е годы, в результате очередного цикла скандалов? В прошлом составе Конгресса этот комитет действовал под руководством республиканца и действовал довольно объективно. Но потом Комитет по этике возглавил более покладистый представитель Республиканской партии, и комитет превратился в объект для шуток. 

В будущем лоббисты будут продолжать действовать активно, стремясь приобрести все более широкую поддержку со стороны избирателей - это сильнейшее оружие в сфере политического лоббирования. Кроме того, лоббисты, как и в прошлом, будут преуспевать в решении узкоспециализированных вопросов, поскольку за подобными темами общество обычно не следит.

Материал предоставлен: Washington ProFile

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru