Идея проведения международных судебных процессов впервые приобрела популярность в начале 19 века. В 1815 году государства Европы, входившие в антифранцузскую коалицию, собирались судить побежденного и отстраненного от власти императора Наполеона Бонапарта, обвиняя его в гибели сотен тысяч людей и многих иных преступлениях.
Великобритания в 1919 году пыталась привлечь к международному суду германского кайзера Вильгельма Второго, считая его виновником Первой Мировой войны и военных преступлений, совершенных германской армией. Примерно тогда же Югославия пыталась привлечь к ответственности болгар, совершавших массовые насилия над мирным сербским населением. В 1918 году была предпринята попытка создать трибунал, который бы расследовал массовые убийства армян, совершенные турками. Индия пыталась провести суд над пакистанскими военными, совершившими преступления в Бангладеш (1972 год - некоторые эксперты считают действия пакистанцев геноцидом). США призывали создать международный трибунал для расследования преступлений иракцев в отношении мирного населения Кувейта (1990-1991 годы) и курдов. В 1997 году был захвачен лидер "Красных Кхмеров" Пол Пот, виновный в организации геноцида собственного народа - тогда также в ООН обсуждалась возможность создания особого трибунала по Камбодже.
Авторы исторического сборника "Геноцид, Военные Преступления и Запад"\Genocide, War Crimes and the West: History and Complicity, отмечают, что есть достаточно много примеров того, как и "цивилизованные государства" проявляли непомерную жестокость по отношению к мирному населению. Примеры этого были как до Второй Мировой войны (например, резня герреро, осуществлявшаяся германскими войсками в Африке в 1904-1908 годы, или действия Японии в Китае в 1930-е годы), так и после. К примеру, Франция весьма неприглядно проявила себя в Алжире (1954-1962-е годы), США - во Вьетнаме (1963-1975-е годы). Ныне каждое государство, являющееся членом ООН, принимает на себя обязательство соблюдать правила, зафиксированные в шести фундаментальных конвенциях по защите прав человека. Конвенции ООН стали базой для международного законодательства, которое стало базисом для создания международных судов и трибуналов.
Эксперт по международному правозащитному законодательству Энн Баефски\Anne Bayefsky, автор книги "Исполнение Международного Законодательства по Защите Прав Человека"\Enforcing International Human Rights Law:The UN Treaty System in the 21st Century, отмечает, что фактически, эта система демонстрирует, что соблюдение прав человека является столь важным приоритетом для международного сообщества, что для защиты прав человека разрешается вторжение во внутренние дела государств. В частности, ООН защищает права человека и наказывает преступников, совершивших такого рода преступления, с помощью международных трибуналов.
Большинство исследователей, которые анализируют результаты деятельности международных судов и трибуналов, оценивают их позитивно. Рэйчел Керр\Rachel Kerr, автор книги "Международный Трибунал по Бывшей Югославии: Закон, Политика и Дипломатия"\The International Criminal Tribunal for the Former Yugoslavia : An Exercise in Law, Politics, and Diplomacy, считает, что создав этот трибунал, Совет Безопасности пошел на беспрецедентный шаг, фактически увязав два понятия "мир" и "правосудие". По ее мнению, трибуналы были созданы как инструмент большой политики, но они стали юридическим, а не политическим инструментом.
Гэри Басс\Gary Jonathan Bass, профессор Принстонского Университета\Princeton University, автор книги "Рука Возмездия: Политика Трибуналов по Военным Преступлениям\Stay the Hand of Vengeance: The Politics of War Crimes Tribunals, взял название книги из речи американского прокурора Роберта Джексона\Robert Jackson, обвинителя на Нюрнбергском Трибунале: "Четыре великие нации, взволнованные победой и страдающие от ран, поддерживают руку возмездия и добровольно передают захваченных врагов на суд закона. Это один из серьезнейших даров Мощи - Разуму". Басс отмечает, что процесс в Нюрнберге, безусловно, завершился успехом, однако иные международные трибуналы, которые рассматривали дела военных преступников, далеки от подобных результатов. Басс считает, что ныне не существует однозначного ответа на вопрос: "Хорошо ли работают подобные трибуналы?", поскольку неясно, с чем их можно сравнить. Однозначно, что у них есть значительный потенциал для успешной работы, целью которой является безусловное наказание преступников и предупреждение повторения подобных преступлений.
Намного более оптимистичен Джон Хаган\John Hagan, профессор социологии и юриспруденции в Северо-Западном Университете\Northwestern University, автор книги "Правосудие для Балкан"\Justice in the Balkans: Prosecuting War Crimes in the Hague Tribunal. Он делает вывод, что трибунал по бывшей Югославии изначально казался не более, чем экспериментальной организацией. Однако де-факто он превратился в первый, со времен Нюрнберга, эффективный международный суд. По мнению Хагана, крайне сложно создать "с нуля" структуру, которая будет действовать, не взирая на государственные границы, и осуществлять правосудие в отношении влиятельных и высокопоставленных лиц, однако Трибуналу по Бывшей Югославии это удалось. Изначально Трибунал воспринимался как изобретение международного движения правозащитников. Однако он превратился не просто в мощный орган, а в учреждение, которое формирует новое международное правовое пространство.
Французский журналист и политический аналитик Пьер Хазан\Pierre Hazan, автор исследования Justice in a Time of War: The True Story Behind the International Criminal Tribunal for the Former Yugoslavia, пришел к выводу, что Международный Трибунал по Бывшей Югославии неожиданно превратился в мощный инструмент международной политики. Однако, по его мнению, трибунал стал инструментом в руках стран Запада. Например, страны НАТО использовали трибунал для демонизации режима Слободана Милошевича, что позволило юридически обосновать необходимость военной интервенции в Косово. Таким образом, по мысли Хазана, действия трибунала не только привели к уничтожению режима Милошевича, но и впервые в истории сделали бывшего президента страны подсудимым на международном судебном процессе.