Категории каталога
Каталог / Закон и право / Резня в школе

Резня в школе

В базе данных Школьного Центра Исследований Насилия\School Violence Resource Center хранится детальная информация обо всех преступлениях, совершенных в школе или школьниками. В общей сложности, за 20 лет - с 1986 по 2006 год - в США произошло 80 случаев нападений убийц на школы.

В большинстве случаев преступники использовали огнестрельное оружие (здесь жертв было больше), но иногда пытались убивать и с помощью ножей, кинжалов, топоров и даже мечей (если в распоряжении преступника было только холодное оружие - жертв было меньше).

Одна из главных опасностей, которую несут школьные убийства, заключается в том, что подобные преступления часто воодушевляют иных преступников. Эти преступления привлекают особое внимание СМИ, политиков и общества, потенциальные преступники внимательно следят за процессом (например, сидя перед телевизором) и принимают решение. Хрестоматийным примером такого рода стало массовое убийство в школе Columbine High School, совершенное двумя подростками 20 апреля 1999 года (15 убитых, 19 раненых). Кэтрин Рамсланд\Katherine Ramsland, автор книги "Человеческий Хищник"\The Human Predator: A Historical Chronicle of Serial Murder and Forensic Investigation, отмечает, что уже в мае 1999 года были предприняты попытки повторить это убийство (убийц остановили на стадии подготовки и обсуждения предстоящей резни), преступления в этом стиле совершались в 2001 и 2003 году. В США было отмечено несколько пиков количества подобных преступлений, во многом они объясняются именно феноменом "копирования". Таким образом складывались события в 1996, 1998 и 2002 годы.

Кэтрин Ньюман\Katherine S. Newman, автор книги "Неистовство: Социальные Корни Массовых Убийств в Школе"\Rampage: The Social Roots of School Shootings, на основе анализа ряда подобных преступлений подчеркивает, что эффективных методов, способных предотвратить подобные трагедии не существует. Теоретически школы и ВУЗы имеют возможность оценивать учащихся с точки зрения их потенциальной опасности. Однако не существует способа отделить агнцев от козлищ - подавляющее большинство подростков и юношей, способных вызвать подобные подозрения, никогда не преступают грань закона. Ньюман обращает внимание еще на два аспекта этой проблемы: во-первых, сами учебные заведения имеют мало информации о своих учащихся - их жизнь вне здания школы часто остается неизвестной для педагогов и даже для однокашников; во-вторых, школьные убийцы действуют по схеме, описанной писателем Робертом Льюисом Стивенсоном\Robert Louis Stevenson в романе "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда"\The Strange Case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde, там законопослушный и добропорядочный доктор Джекил перерождался в злобного мистера Хайда -  все убийцы были если не образцовыми, то хорошими учениками, однако они копили ненависть и тщательно планировали убийство.

Попытки выявить потенциального убийцу в рядах школьников и студентов предпринимались и на практике. Однако эксперименты заканчивались неудачно. К примеру, в 2000 году Бюро по Контролю за Алкоголем, Табаком и Огнестрельным Оружием\Alcohol, Tobacco, and Firearms Bureau в сотрудничестве с консалтинговой фирмой Gavin de Becker создало компьютерную программу Mosaic. Mosaic предназначена для анализа биографий и качеств характера школьников - на основе имеющихся критериев она позволяла выявить тех подростков, которые потенциально более склонны к совершению подобный убийств. Программу получили 20 американских школ, однако родители, узнавшие об этом, возмутились и эксперимент свернули.

Исследовательский KidsPeace Institute, специализирующийся на изучении проблем детского и подросткового насилия, в свою очередь, считает, что подобные преступления предотвратить возможно. Однако первую скрипку в этом деле должны играть не педагоги, а родители и психологи. Основываясь на ряде научных исследований, эксперты KidsPeace Institute утверждают, что психологи и в необходимых случаях психиатры могут скорректировать модели поведения подростков, которые потенциально могут стать убийцами. Однако, подчеркивается, что это дело сложное - треть школьных убийц некогда посещали профессиональных психологов, а у каждого пятого из организаторов резни было выявлено психическое расстройство.

В 2001 году Университет Орегона\University of Oregon проверил, какие долговременные последствия оказывают на людей массовые убийства в школах. Для этого были опрошены ученики школы Thurston High School (расположена в городе Спрингфилд, штат Орегон). В 1998 году 15-ти летний подросток сперва застрелил своих родителей, а потом отправился в школу, где убил еще двух своих сверстников (25 учеников и учителей получили ранения). Он был задержан и приговорен к 112-ти годам заключения. Опрос показал, что школьники, которые были непосредственными свидетелями бойни, жаловались на постоянное нервное напряжение, их мучили кошмары, они намного чаще обычного (в четыре раза чаще, чем их сверстники, не видевшие убийств) срывались на крик при обсуждении каких-либо спорных вопросов. 25% учеников школы страдали от депрессий, бессонницы, им стало сложнее учиться.

Наиболее часто массовые убийства происходят в американских школах. Частично это принято объяснять доступностью оружия в США - большинство преступников, перед началом бойни, заимствовали его у родителей или знакомых. На руках 300 млн. американцев, включая грудных младенцев и глубоких стариков, ныне находится около 100 млн. стволов. Однако подобные преступления имели место и в иных странах, в том числе и тех, в которых доступ к огнестрельному оружию ограничен.

К примеру, в 2004 году в школе, расположенной в небольшом аргентинском городке Кармен-де-Патагонес, 15-летний ученик в упор расстрелял своих одноклассников. В результате, четыре человека погибли и пятеро получили ранения. Школьник стащил пистолет у своего отца-военного. В 2002 году схожая история произошла в республике Босния-Герцеговина (город Власеница): ученик застрелил своего учителя, тяжело ранил другого и застрелился сам. Тогда же в школе, расположенной в германском городе Эрфурт, учащийся убил 13 учителей, двух школьников и полицейского (он также застрелился). За последнее десятилетия подобные эксцессы происходили в Швеции, Нидерландах, Канаде, Великобритании, Китае и Йемене.

Убийства в школах стали одним из сюжетов массовой культуры. Про них пишут романы и повести (наиболее известным автором, обратившимся к этой теме, вероятно можно считать Стивена Кинга\Stephen King, который в 1977 году опубликовал роман "Ярость"\Rage), снимают фильмы (вероятно, последней известной лентой такого рода стал документальный фильм "Боулинг для Коломбины"\Bowling for Columbine режиссера Майкла Мура\Michael Moore) и поют песни (композиции об этом есть у групп Pearl Jam, Rammstein, Marilyn Manson, Metallica и у Элтона Джона\Elton John).

Факты на Тему

Первую резню в американской школе организовали не дети, а взрослые. В 1764 году индейцы из племени дэлаваров ворвались в школу, организованную белыми колонистами (она была расположена неподалеку от городка Гринкасл, в штате Пенсильвания). Индейцы убили и сняли скальпы с учителя и десяти учеников.

Самое кровавое преступление такого рода также было организовано взрослым. В 1927 году в городе Баф (штат Мичиган) член школьного совета (фермер) застрелил свою жену, взорвал ферму, после чего заложил взрывчатку под зданием школы и взорвал его. Когда на месте происшествия появилась полиция, фермер произвел еще один взрыв - на этот раз сдетонировал его автомобиль, нагруженный гвоздями, гайками и иными кусками металла, выполнившими роль шрапнели. Результат: 45 убитых, включая 38 детей. Убийца кричал, что взорвал школу потому, что налоги на ее содержание разорили его.

Материал предоставлен: Washington ProFile

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru