|
Не секрет, что интернет в Петербурге развивается стремительными темпами. Каждый месяц в городе появляются десятки новых сайтов, которые представляют собой разные виды он-лайн ресурсов:
•Информационный, он же он-лайн СМИ;
•Интернет-магазин;
•Сервисный проект;
•Корпоративный;
•Промо-сайт;
•Блог
Растет и аудитория интернет-пользователей. На сегодняшний день в Петербурге она достигает отметки 1,5 млн. человек в месяц (по данным TNS Gallup Media). Интернет-аудитория, признанная многими частными и институциональными исследователями, наиболее молодой и активной среди аудиторий других медиа-каналов, привлекает все большее число рекламодателей. Как следствие, интернет-издатели, то есть те,кто готов предоставить эту аудиторию рекламодателям, действуют на рынке весьма активно.
Сегодня мы рассмотрим структуру рынка веб-издательств, модели получения дохода в интернете, а также посмотрим, какие прогнозы ожидают рассматриваемый рынок в будущем.
Структура рынка. Аудитория интернет-пользователей
По данным исследования Romir Monitoring за 2006 г., количество пользователей интернета в Северо-Западном регионе составляет 12% от общего числа российских интернетчиков, то есть в квартал порядка 2 млн. 880 тыс. жителей Санкт-Петербурга и Северо-Запада появляются в интернете.
Однако по счетчикам LiveInternet, в Санкт-Петербурге не более 1 млн. активных (выходящих в Интернет несколько раз в неделю) пользователей. Степень активности определяется получением информации и новостей из он-лайн СМИ, а не из традиционных, печатных СМИ, совершением покупок в интернете, пользованием поисковыми системами, использованием систем Web Money или Yandex.Деньги. Активные пользователи разделяются по возрастным, социальным, профессиональным факторам, и их интересы в сети именно этими факторами и обусловлены.
По объему интернет-аудитории Петербург занимает второе место после Москвы, в регионах посещаемость значительно ниже, чем в Санкт-Петербурге. Несмотря на скромный по общемировым масштабам объем интернет-аудитории, ни одному интернет-издателю в Петербурге не удалосьполностью ее охватить.
Структура рынка. Интернет-издательства
Крупнейшим интернет-издателем в Петербурге в сегменте общегородских информационных ресурсов является Агентство журналистских расследований (АЖУР), управляющая проектами www.fontanka.ru, www.47news.ru, www.mk-piter.ru. АЖУР принадлежат проекты с рекордной для Северной столицы месячной посещаемостью в 795 тыс. человек. Доля петербургских посетителей составляет примерно 60-65%.
Наиболее полный охват деловой аудитории обеспечила себе компания Bonnier Business Press, которой принадлежат www.dp.ru, www.dpgazeta.ru, www.estateline.ru, www.tender-spb.ru, www.profjob.ru.
Совокупная посещаемость этих проектов по уникальным посетителям составляет около 1,5 млн. человек в месяц, однако, необходимо помнить, что www.dp.ru стал федеральным проектом, существенно снизив количество пользователей из Петербурга. Доля городского трафика по всем проектам составляет не более 45 % (675 тыс. уникальных посетителей в месяц).
Вслед за двумя крупными игроками идут интернет-издательства УК "Медиа Картель", T-Publishing и Издательский дом "Шанс", совокупная посещаемость проектов каждого из которых составляет около 500 тыс. в месяц. Это узкоспециализированные деловые и общегородские ресурсы www.nevastroyka.ru, www.tormozi.ru, www.allcredits.spb.ru, www.allcredits.ru, www.propogodu.spb.ru, www.itnews.spb.ru, www.stockmap.ru, www.cityspb.ru, www.portal.spb.ru, принадлежащие УК «Медиа Картель», а также развлекательные и тематические ресурсы www.kinoafisha.spb.ru, www.gorodovoy.spb.ru, www.spbpogoda.ru,www.adlife.spb.ru, www.kinoafisha.msk.ru, www.mskpogoda.ru, выпускаемые он-лайн издательством TPublishing, и www.chance.ru, принадлежащий ИД "Шанс".
Владелец разноформатных ресурсов (www.rosbalt.ru, www.aksnews.ru, www.kaliningrad-online.ru, strahovkainfo.ru, www.centerestate.ru, www.chance.ru) ИА Росбалт привлекает к своим он-лайн изданиям 155 тыс. уникальных пользователей в месяц.
На данном этапе существует большое количество свободных ниш на рынке, и лидирующую позицию займут те интернет-издательства, которые сумеют эти ниши занять. В обзор вошли те игроки, которые занимают активную позицию, работают над внедрением новых сервисов на уже имеющихся проектах или планируют новые.
Структура рынка. Годовые обороты и инвестиции
Одна из особенностей развития издательских интернет-проектов в Петербурге последнего времени заключается в том, что годовые инвестиции становятся сопоставимы с суммой, необходимой для запуска проекта. Это связано с повышением стоимости услуг разработчиков сайтов, значительными затратами на продвижение сайтов, а также необходимостью содержания полноценной редакции.
Минимальный входной барьер для открытия одного информационного интернет-проекта в зависимости от его сложности составляет 1-1,5 млн. рублей. Такую же сумму необходимо инвестировать в год для развития проекта.
По сравнению со стандартными СМИ, требующими подобных вложений только на один тираж, входной порог для начала бизнеса он-лайн издательства значительно ниже.
Доходы интернет-издательств, которые мы рассмотрим ниже, приведены из расчета стоимости рекламы при общей рекламной загрузке проектов в 70%.
Наиболее ликвидным является лидер рынка - www.fontanka.ru, принадлежащая АЖУР. Доходы агентства составляют около 3-4 млн. рублей в год.Рентабельны проекты Bonnier Business Press, федеральный годовой оборот которых оценивается в 8-10 млн. рублей, однако на региональном уровне составляет не более 1,5-2 млн. рублей. Общий объем инвестиций, который планируется на продвижение проектов в 2007 году, оценивается в 5,5-7 млн. рублей.
УК «Медиа Картель» заявила о размерах инвестиций на следующий год в 5 млн. рублей, инвестиции он-лайн издательства T-Publishing сопоставимы с указанными суммами «Медиа Картел
|