Cет Годин, несомненно, является уже легендарным маркетологом. Любой человек, который пытается познать Интернет-маркетинг, наверняка читал его бестселлер «Фиолетовая корова». Идеи, изложенные в его книгах и статьях, многие применяют на практике. Впрочем, далеко не все. Казалось бы, все очевидно: предложите яркий, из ряда вон выходящий продукт и Вы получите абсолютно бесплатное освещение в прессе, а затем и внимание потенциальных покупателей. Куда уж логичнее для любого стартапа? Но нет - многие предпочитают сначала что-то создать, а затем уже пытаться продать это стандартными методами (контекстная реклама, рассылки и прочее).
Когда запускался стартап Squidoo, Сет фигурировал в описании нового проекта в качестве основателя. Разумеется, во многом благодаря этому Squidoo заметили. Еще один мега-проект, вроде проданного Yahoo! Yoyodine? Наверняка, ведь это же Годин!
Стоит отметить, что в среде профессиональных аналитиков этот проект сейчас вызывает неоднозначные эмоции. Не один авторитетный эксперт успел пройтись метлой критики по новому детищу Година. Сет, мол, рискует не только и не столько деньгами и временем, которые он потратил на Squidoo, сколько своей репутацией гуру маркетинга в условиях интернета. Давайте попробуем разобраться в причинах столь нестандартной реакции на свежий проект признанного мастера.
Теперь перейдем к блогам. Сама этимология слова «блог» определяет суть такого ресурса: обновление, обновление и еще раз обновление. Неважно - ежедневник это или еженедельник - люди ходят на блоги за новой информацией от конкретного человека или группы людей. У популярных блогов есть своя аудитория, свое постоянно пополняемое ядро. Можно ли получать деньги при такой модели? Несомненно. Это Годин тоже принял во внимание.
Откуда же скепсис?
Википедия - это информация, создаваемая и контролируемая группой людей. Это создает огромное доверие, ведь такой подход дает определенные гарантии непредвзятости изложения, учет всех альтернативных точек зрения на то или иное явление. Вот почему Википедия является столь авторитетным ресурсом. Автор на Squidoo никогда не получит и толики этого авторитета. Представьте себе Википедию, где каждая статья доступна в нескольких (десятка/сотнях/тысячах) экземпляров. В общем, сколько авторов и мнений, столько и вариаций на одну и ту же тему. Вот Вам и Squidoo. Да, это не одна нейтральная статья в Википедии, но размывание внимания посетителя приводит к недостаточной концентрации на конкретной странице. Система рейтинга, как и любая другая, подвержена накрутке. Вести же в рамках этого проекта полноценный блог элементарно неудобно. Одна страница накладывает огромные ограничения - каково будет читать простыню в несколько десятков метров?
Пилюлей, которая помогла бы преодолеть явные задержки детища Година в росте, могли бы стать авторитетные эксперты, которые пока явно не спешат безо всяких «пряников» садиться в поезд под названием Squidoo. Линзы одиноких «авторитетов» действительно пользуются определенным успехом; этому способствует и тот факт, что на линзу эти авторы ссылаются со своих довольно посещаемых сайтов и блогов. Но это далеко от той перспективы, которую Сет изначально нарисовал для Squidoo – следующего после Википедии этапа развития баз знаний в интернете. Коллективный разум, созданный на базе личных суждений, переплетенных многочисленными нитями тэгов и ссылок - это хорошо. Но не просчитался ли на этот раз гуру интернет-маркетинга?
Жизнеспособна ли модель Squidoo в условиях отечественного интернета? При нынешней модели и нынешнем виде - вряд ли. Факторы видятся следующие:
Авторы. Отечественный пользователь интернета довольно значительно отличается от пользователя «тамошнего». Американский интернетчик в массе своей уже понимает силу Сети и пытается по возможности этим пользоваться. Сделав линзу о рецептах приготовления блюд из мяса, которые предпочитал Элвис Пресли, он сначала дает посетителям возможность ознакомиться с этими самыми рецептами, а затем предлагает свои услуги или просто ссылку на сайт, где размещены дополнительные рецепты или какая-то иная полезная информация. Есть и другая категория - это «увлеченные». Они создают линзы про хомячков, кроликов, деревья штата Висконсин и совершенно не планируют продавать с их помощью пестициды или лопатки для садоводства.
Реклама. Объем продаваемых через интернет товаров и услуг в США в сотни раз превышает аналогичные показатели в России, да и во всем СНГ вместе взятом. Аналогичная ситуация с контекстной рекламой. В англоязычном сегменте даже на откровенно некоммерческую аудиторию находятся нишевые рекламодатели, готовые платить за эту аудиторию. Много ли рекламодателей в том же Бегуне или Директе на нишу рецептов приготовления мяса, и много ли они готовы платить? Таким образом, концепция:
в отечественных условиях наверняка обречена на провал. Как по причине неразвитости индустрии рекламы и торговли через интернет, так и по причине отсутствия достаточного количества тех самых пользователей, которые и должны создавать контент.
У Squidoo есть немало преимуществ и неплохих реализаций определенных идей, которые можно адаптировать к реалиям отечественного интернета.
1. Простота использования. Пользоваться Squidoo действительно очень удобно. Новомодный Ajax здорово помогает выстраивать структуру линзы, наблюдая все изменения в режиме реального времени. Не требуется абсолютно никаких знаний - нажимаешь нужные кнопки и все. Тут тебе и импорт базы ссылок на сайты по тематике из DMOZ, и автоматический вывод ссылок на книги по теме в базе Amazon с партнерскими ссылками, и установка AdSense. Загрузил рисунок, написал текст – вуаля, линза готова. Тэги помогут ее отыскать.
Модель Squidoo с определенными ограничениями и дополнениями отлично впишется в структуру любого сайта с community. Это позволит создать своего рода еще один проект в пределах существующего. Конкретный пример: у вас есть сайт, посвященный карманным компьютерам, смартфонам и другим мобильным гаджетам. Кто-то из пользователей больше любит смартфоны, кто-то предпочитает КПК. Одна группа склоняется, что ОС Palm лучше Windows, другая вообще признает одни только смартфоны на базе Symbian. Любой пользователь может создать линзу, посвященную, к примеру, его модели смартфона. Допустим, речь идет о Nokia N70. Очевидно, что вскоре линзы о N70, N90 и т.д. обрастут взаимными ссылками и сформируют то самое облако вокруг тэгов «Nokia», «смартфон» и др.
2. Ориентированность на предложение. Пускай пока этот подход и не принес Squidoo ожидаемого успеха, в рациональности ему не откажешь. Структура линзы позволяет реализовывать простейшую модель стимулирования человека к совершению какого-либо действия, например, покупки. Качественный вводный контент, который акцентирует узкие места, проблему которых поможет решить продукт, а затем непосредственно предложение.
Линзы или их подобие могут стать вполне востребованным инструментом Интернет-маркетологов как раз в том случае, если они будут создаваться в проекте, который образован в пределах сайта с community. Вернемся к примеру с сайтом о различных мобильных гаджетах. Если Вы продаете программные продукты для КПК или же карты пополнения счета, линза в таком проекте вполне может обеспечить вам приличный доход. Отнюдь не за счет продажи партнерских продуктов и контекстной рекламы – исключительно за счет продажи собственных услуг и товаров. Более того, отсутствие сторонних предложений может значительно улучшить эффективность собственного. Неплохо бы также получить в друзья другие линзы, имеющие отношение к предлагаемому продукту. Вот здесь мы и приходим к довольно перспективной бизнес-модели для владельца подобного Squidoo проекта.
Итак, мы имеем вышеописанный сайт и наличие ядра посетителей в размере несколько сотен регулярных пользователей, для которых проект является излюбленным местом времяпрепровождения в интернете.
На базе проекта создается близкий аналог Squidoo, ограниченный тематикой портала. Каждый пользователь может создать собственную линзу, наполнить ее интересной информацией, выбрать ссылки на товары в партнерском магазине, привести интересные ссылки и т.д. Здесь все предельно понятно - проект зарабатывает на продажах этих товаров, а также на контекстной рекламе, отдавая часть своей прибыли пользователям. Конкретно - каждому по заслугам. Продала твоя линза мобильных телефонов на 800 «условных», получил проект за это 80 все тех же «условных», ты получишь свои законные 40. Аналогично с контекстом.
Почему не блоги? Потому что блоги подразумевают постоянное обновление, они плохо подходят для цели создания одного концентрированного источника информации по конкретному небольшому явлению. Линза позволит однажды создать такой концентрат, описать явление, собрать необходимые ссылки и лишь обновлять все это по мере надобности.
Во-первых, как самостоятельный проект некая база знаний, аналог Squidoo, не имеет перспектив в Рунете еще долгое время. Возможно, это ошибочное мнение, но даже русская Википедия на порядок отстает по всем параметрам от англоязычной. Некоторые причины были описаны в начале материала.
Во-вторых, в любом случае необходима адаптация идеи одностраничных «линз» применительно к конкретному ресурсу. Вышеизложенная модель реализации такого проекта в рамках нишевого портала вполне работоспособна. Судя по всему, «заточить» концепцию для многих других ниш также не является невозможной задачей. Помнить нужно о главном – об интересе пользователя. Потому что успех проектов подобного типа всецело зависит от интереса к ним пользователей.