От главного редактора: По мотивам прошедшей шестой конференции «Поисковая оптимизации и…» для американского журнала SearchMarketingStandard мы (я и Леша Яковлев) написали обзорную статью о рынке SEO в России. Написать написали, а опубликовали ее только на прошлой неделе. Конечно, этот материал предназначен американскому пользователю, для которого Россия – родина Сергея Брина, талантливых хакеров и цензуры в интернете. Но мне кажется, этот обзор будет интересен и вам. Это первые поверхностные пока итоги года для рынка SEO в рунете. Российский сектор сети интернет является, бесспорно, одним из наиболее активно развивающихся секторов глобальной сети. Количество пользователей интернета и объемы средств, направляемых на интернет-рекламу, растут бурными темпами. На конец 2006 года численность пользователей сети Интернет в России достигла 26 млн. человек, а к концу 2007 года аналитики предсказывают переход рубежа в 30 млн. человек. Ежегодный прирост численности составляет около 13-20%. Данные цифры часто звучат с трибун ежегодных конференций по интернет-маркетингу, проходящих в Москве. В России проходит несколько крупных мероприятий, посвященных интернет-маркетингу, где рассказывают о том, что такое интернет-маркетинг и как его использовать для увеличения прибыли компаний: •Российский Интернет Форум (2200 участников) •конференции «Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в интернете» (1200 участников) •конференция «Интернет и Бизнес» (1500 участников) •конференция по интернет-рекламе E-target (500 участников) Посещая данные мероприятия, можно заметить, что денег в российском сегменте поискового маркетинга все больше, но цивилизуется этот рынок не скоро. SEO в рунете очень сильно напоминает времена ковбоев Дикого Запада: - высокие риски; - высокие прибыли; - высокая «смертность» и регенерация игроков рынка (на каждого ушедшего из бизнеса оптимизатора приходится минимум два новичка); - умалчивание о методах работы; - множество других факторов, которые могут быть и плохими, и хорошими, смотря под каким углом зрения на них смотреть. Рынок – это люди, точнее профессионалы, которые определяют направленность его движения. Остальная масса следует (часто неосознанно) модным тенденциям. Прикоснуться к новым веяниям рынка SEO ежегодно в Москву приезжают оптимизаторы, копирайтеры и другие специалисты из области интернет-маркетинга, а также клиенты, заказывающие их услуги. 15 и 16 ноября в гостинице Redisson SAS (Moscow) состоялась шестая по счету конференция «Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в интернете» . Интересный факт - за 6 лет она численно выросла в шесть раз. С 200 человек в 2002 до 1200 в 2007 году. Характерно, что с определенного момента конференция стала обучающей площадкой для клиентов. Так в этом году SEM-специалистов и их клиентов на конференции было поровну. Конференция - достаточно академичное мероприятие. За шесть лет сложились темы, которые поднимаются всегда и они очень четко характеризуют с разных сторон рынок российского SEM: •SEO в цифрах (исследование рынка) •На кого работаем (поисковые системы и контекстная реклама) •Технологии и услуги •Отношения с клиентами •Что ждет рынок в будущем (тенденции) Остановимся на каждом пункте вкратце.
SEO рунета в цифрах (исследование рынка)
Рис.1 Процент от общего числа оптимизаторов и компаний со стажем работы 1-2 года (по данным исследования «Рынок поисковой оптимизации Рунета в 2007 году», ВебПроекты).
Если рисовать портрет среднестатистического оптимизатора-фрилансера, мы получим: молодой мужчина (до 35 лет), в половине случаев с опытом работы в SEO менее года, техническим образованием, доходами около $750-$1000 в месяц (для сравнения -средняя зарплата по России 550$). Объем рынка поисковой оптимизации на 2006- сентябрь 2007 г. составляет $100 млн. (объем рынка медийной и контекстной рекламы в 2006 году составил $210 млн.), из которых 30 млн. – 60 млн. (по разным данным) приходятся на покупку ссылок. Средняя стоимость одного проекта по поисковой оптимизации – 500-800$, иногда доходит до – 2500$ и более. Прогноз от исследователя-оптимизатора Ивана Севостьянова на 2008 год для русского SEO: 1. Рост числа игроков будет стабильно продолжаться до 2010 года. 2. Аудитория Google в России будет увеличиваться за счет доли Яндекса 3. Алгоритмы поисковых систем будут усложняться, в ответ будут совершенствоваться и автоматизироваться методы продвижения. Отдельный разговор о контекстной рекламе. По оценкам MindShare Interaction, Российский рынок интернет-рекламы в 2007 году вырастет в 2,2 раза по сравнению с прошлым годом и составит 260 млн. долларов. Лидер в этом сегменте рынка рунета тоже местный - Яндекс.Директ (от лидера ру-поиска Яндекса, показывается также на страницах других поисковых систем Gogo.ru, Mail.ru, Aport.ru). Самостоятельная система Begun (показывается на поиске Рамблера). Доля игроков контекстной рекламы: Яндекс.Директ - 50% Begun – 28% Google AdWords 22% Источник: MindShare Interaction
На кого работаем (в каких поисковых системах продвигаем сайты)
Рис2. Динамика изменения долей Яндекса, Рамблера и Google в общем поисковом трафике Рунета (по данным статистики Liveinternet).
Причем бытует мнение, и сейчас оно подтверждено исследованиями, что пользователи Яндекса – это достаточно молодые и неопытные пользователи, а Google – поисковик для продвинутых интернетчиков.Основной вопрос, который волновал оптимизаторов последние два года, когда же в рунет по настоящему придет Google? Это случилось в этом году. Руководитель Google-Russia, Владимир Долгов в интервью для журнала «Business» сказал: «Google пришел в Россию неспроста - сегодня это один из самых динамично развивающихся рынков, растущий на 20–30% в год. Понятно, что российский офис Google будет заниматься, прежде всего, продажей контекстной рекламы. Но помимо этого перед нами поставлена задача популяризировать и увеличить долю самой поисковой системы, а также выпускаемых Google продуктов: электронной почты Gmail, мессенджера GTalk и других. Кроме того, российское представительство будет отличаться от большинства локальных офисов Google, поскольку здесь будет свой центр разработки». Аудитория Google уже выросла на 70% процентов. Из тройки лидеров российского поиска он единственный наращивает, а не теряет аудиторию. Этому способствует, во-первых, увеличение числа русифицированных продуктов, например, Gmail, «Вопросы и Ответы». Во-вторых, мощная – впервые за историю корпорации - медийная рекламная кампания. Поисковик заказал и оплатил баннерную рекламу своего поиска на крупных площадках рунета.
Рис.4 Баннер-«шапка» на сайте www.menu.ru
Потом вышел в офлайн и стал спонсором авиасалона МАКС-2007. Кроме рекламы, рост доли Google специалисты объясняют тем, что Google прирастает новичками (пользователями, которые только подключились к интернету) и тем, что все больше пользователей повсеместно обращаются к двум поисковым системам. Ситуация с продвижением сайтов под Google в рунете сохраняется на протяжении многих лет. Говоря о продвижении в поисковой системе Google, чаще всего имеют в виду продвижение англоязычных сайтов. Специально под Google.ru никто русскоязычные сайты пока не продвигает. Значительное различие в алгоритмах работы Яндекса и Google обеспечивает относительную «чистоту» выдачи Google по русскоязычным коммерческим запросам, например, «кондиционеры», «недвижимость» или «туризм». Но российские SEO-специалисты, владеющие навыками SEO под Google, предпочитают по финансовым соображения работать на клиентов из-за рубежа. И в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.
Технологии и услуги
Рис.5 Услуги, оказываемые свободными оптимизаторами и SEO-компаниями (по данным исследования «Рынок поисковой оптимизации Рунета в 2007 году», ВебПроекты ).
Достаточно большая доля консалтинговых услуг - показатель слабой информированности потенциальных клиентов по вопросам эффективного продвижения товаров и услуг через интернет. Корпоративное обучение основам SEO проводится, но обычно в рамках однодневных семинаров на 10-20 человек. Существуют дистанционные курсы по интернет-маркетингу, например, SEO-Study.ru. Но даже этого недостаточно. Если говорить о технологиях, то ввиду приоритета ссылочного ранжирования над текстовой релевантностью в алгоритмах Яндекса, большинство технологических изысков сводятся к изобретению способов получения внешних ссылок, индексируемых поисковыми системами. Какие это способы: •покупка ссылок напрямую у владельцев сайтов или через биржи; •создание собственных мини-сетей; •регистрация в каталогах (обычно бесплатных) и •покупка страниц для размещения статей ради ссылок. По эффективности, скорости получения результатов, стоимости и трудозатрат лидирует покупка ссылок через биржи, а обмен ссылками и написание статей популярностью не пользуются. Интересно отметить, что поисковая система Яндекс до сих пор не обращает никакого внимания на атрибут NoFollow.
Рис. 6 Комплексная экспертная оценка платных методов продвижения (по данным исследования, проведенного компанией Sape).
В целом 2007 год для платных методов продвижения прошел в рунете под знаком купли-продажи ссылок с второстепенных страниц сайтов через биржи ссылок. Ежемесячно в рунете на платные ссылки тратится около 5 миллионов долларов США. Покупка-продажа ссылок с главных страниц тоже используется, но, ввиду ограниченности количества сайтов, предлагающих их для продажи, она менее востребована. В целом все те методы, которые гарантируют успех и топовые позиции в выдаче по возможности автоматизируются, вплоть до автоматического размещения статей.Текстовая оптимизация пока отошла на второй план. SMO, о котором так много говорят, на практике используется слабо.
Отношения с клиентами