Анализ полученных в ходе исследования данных дает представление о популярных марках ССС, известных покупателю по собственному опыту, а также по отзывам со стороны. На основе полученной информации можно делать выводы о факторах выбора той или иной марки, о тех источниках, из которых покупатели черпают сведения о рынке.
В ходе проведенного исследования выявилось, что обычно ССС приобретают семейные, имеющие высшее образование мужчины в возрасте 31–50 лет. Более трети опрошенных являются владельцами автомобилей, одна пятая часть – собственниками второго дома.
Организации, покупающие ССС на рынках Москвы, в основном занимаются строительными и отделочными работами. Их штат насчитывает от 4 до 50 человек. В опросе участвовали как рядовые, так и руководящие работники. Наиболее распространенные должности, указанные при опросе – снабженец, прораб, водитель-экспедитор, рабочий-строитель.
Результаты проведенного исследования показывают, что популярной продукцией по-прежнему остаются вяжущие материалы – их покупают 51% организаций и 38% частных лиц. Однако группы потребителей различаются по интересам: “частники” в основном приобретают клей для плитки и затирку для швов (28 и 23%), организации же отдают предпочтение грунтовке и штукатурке (33%). Отсюда можно заключить, что потенциал сухих смесей как разновидности стройматериалов раскрыт далеко не полностью.
Как известно, основной дилеммой при выборе товара является соотношение цены и качества. В данном случае параметры качества включают несколько свойств. Установлено, что индивидуальные потребители смотрят на цену в 70% случаев, организации – менее чем в 60%. Дополнением к ценовому фактору служит один или несколько факторов качества, которым покупатели придают различную значимость. Например, удобство материала в работе (52% частных лиц, 56% организаций), технические характеристики (соответственно 42 и 58%), экологическую безопасность. Таким образом, достигается требуемое равновесие. Интересно, что около трети индивидуальных покупателей беспокоится об экологической безопасности материала, тогда как сотрудники организаций гораздо меньше внимания обращают на этот аспект.
Предпочтения всех покупателей характеризуются приверженностью отечественным маркам: доли закупаемых материалов российского и зарубежного производства соотносятся как 3:1. Самыми популярными по объему сделанных покупок можно считать марки: "Старатели", Atlas, Vetonit. Организации также покупают "Старатели" и Vetonit, и из пяти купленных сухих смесей четыре обычно оказываются российского производства.
Помимо марок покупаемых ССС, интерес представляет знание брендов как таковых. Спонтанные ассоциации, возникающие у потребителей, когда разговор заходит о сухих строительных смесях, весьма разнообразны. Распознавание марок из предложенного списка показывает, что в памяти потребителей содержится большой объем информации о рынке ССС. У сотрудников организаций знаний, как правило, больше, чем у частных лиц. Если последние приобретают товар одной марки, могут назвать 2–3 и узнают 6–7, то первые делают закупки по 2–3 маркам, называют 3–4 и узнают 9.
ООО “Лужский завод строительных материалов” — дочерняя компания ОАО “Лужский ГОК” — ввела в строй линию по производству сухого фракционированного песка фракции 0–0,63, расположенную непосредственно на карьере “Талмачи” в г. Луга (120 км от СПб по Пулковскому шоссе). Производственная мощность нового завода составляет 90 тыс. тонн в год. Технологическая линия полностью автоматизирована и спроектирована так, чтобы в дальнейшем, при увеличении объемов производства инвестиции в существующее оборудование были полностью сохранены.
В производственную цепочку включен блок охлаждения песка до температуры 4oС. Песок может отгружаться как навалом — в самосвалы или цементовозы, так и тарироваться в биг-бэги.
К преимуществам нового производства можно отнести близость к источнику сырья, что приводит к снижению себестоимости. Помимо этого, немаловажным фактором является высокое качество светлого песка ОАО “Лужкий ГОК” с карьеров “Талмачи” и “Новинка”. По своим качественным показателям он подходит для производства сухих строительных смесей, газобетона и других строительных материалов и работ. Кроме того, возможно использование данного сырья и в стекольной промышленности. А автоматизированная производственная линия позволит обеспечить бесперебойность поставок и равномерность качества продукции.
Редакция благодарит за предоставленную информацию Союз производителей сухих строительных смесей.