Чаще всего со словом «витраж» ассоциируются огромные разноцветные панно в церквях, костелах и старинных средневековых домах. Но сегодня витражи широко распространились по всему свету и их можно увидеть везде – в магазинах и супермаркетах, офисах и бизнес-центрах, квартирах и частных домах. Без всякого сомнения, витраж является одним из самых интересных элементов, украшающих современный интерьер.
О том, как возникло такое чудо и как можно использовать эту деталь интерьера, и пойдет речь в нашем материале.
Искусство витража возникло еще времена Римской империи. Витражи производили из небольших кусочков цветного (голубого, зеленого, желтого, красного, фиолетового) стекла, которые сплавляли между собой. Такие витражи оформляли обычно тонкой рамкой из красной меди.
Самые первые
Самой первой такие изделия стала использовать католическая церковь. Произошло так, скорее всего потому, что свет, проходя через такое стекло, окрашивается в его цвета и создает особую эмоциональную атмосферу, что особенно важно именно в храмах. Один из самых первых известных нам витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом н.э.
Но справедливости ради надо отметить, что попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались и до этого. Так, в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись тончайшими прозрачными пластинами из камня (алебастра и селенита), которые подбирались с таким расчетом, чтобы составить красивые орнаменты.
В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента изображения Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году н.э. Ну а самым древним из уцелевших образцов считается изображение головы Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия.
Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. Эти витражи сделаны из ярких стекол разного цвета с использованием техники закрашивания и тонального оттенения.
В начале первого тысячелетия нашей эры (так называемый Романский период) в архитектуре стало значительно больше элементов с использованием витражей. И появились они опять-таки в соборах: толстые стены вынуждали делать большие окна. Вот их-то в первую очередь и стали украшать витражами.
Наиболее типичен для того времени ансамбль из трех окон, символизирующих Святую Троицу. Вначале в таких витражах использовался все тот же растительный орнамент с преобладанием красного и синего цветов. Постепенно рисунок усложнялся, в нем появились человеческие фигуры. Примером может служить большое Распятие на кресте из собора в Poitier (1165–1170 г.г.) или большие фигуры из собора в Canterbury (около 1200 г). Процесс развития витражного искусства продолжался, и новым этапом стали витражи в Королевской церкви аббатства Сен-Дени. Здесь в витражные панно были включены не только фигуры, но и текстовые жизнеописания Христа, Марии и прочих святых.
В эпоху Возрождения витражи в полной мере становятся картинами с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись на стекле на основе полотен известных художников. В XVI в. получили распространение небольшие кабинетные витражи для украшения комнат.
В Россию стеклянное искусство пришло из Европы, и применение изделий у нас началось значительно позднее. Произошло это в эпоху правления Петра I. Но, так же как и в Европе, витражи устанавливали, в основном, в церквях. Позднее их стали применять и для декоративного оформления внутренних интерьеров частных домов. Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку во все времена были изделиями дорогостоящими.
От классики до фьюзинга
Какие же витражи предлагает современный рынок? Само слово "витраж" (vitrage) – французское (от лат. vitrum – стекло). Обозначает оно в классическом определении сюжетную декоративную или орнаментальную композицию из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет.
Позднее под витражами стали понимать прозрачные картины, рисунки, узоры, выполненные из стекла или на стекле. В наше время понятие "витраж" еще более расширилось, и витражами сейчас называют любые декоративные стеклянные заполнения оконных и дверных проемов, подвесных потолков, зимних садов, перегородок, витрин, ширм, панно, световых фонарей, плафонов, бра, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных художественных изделий для украшения любых интерьеров.
Сегодня существует много способов изготовления витражей, и мы остановимся на них поподробнее.
В классическом витраже отдельные куски цветных стекол соединяются между собой прокладками (шинами) из свинца, как наиболее мягкого металла. Витражи выполняются из бесцветного или цветного стекла с росписью отдельных деталей или всей плоскости материала силикатными красками. Правда, технический прогресс внес некоторые коррективы в технологию изготовления классических виражей – стеклянные детали теперь набираются не только с помощью свинцовых, но и латунных профилей, простых и со стальной вставкой. Такие витражи с успехом используются не только для украшения окон, но и потолочных плафонов и т. д.
Фацетные витражи. Технология изготовления таких витражей очень похожа на классическую, с той лишь разницей, что по краям использованных элементов (всех или некоторых) снят фацет. Снятие фацета позволяет получить дополнительную игру света в обработанных гранях элементов витража, и выглядят такие витражи, безусловно, еще более красиво.
Фьюзинговые витражи. Это витражи, получаемые методом спекания, или даже сплавления элементов стекла различного цвета. То есть из различных стекол вырезаются отдельные элементы, которые накладываются на цельную стеклянную подложку, и затем все это отправляется в печь. Из печи же достают практически монолитное изделие, в котором все заготовки сплавились с подложкой. Готовое изделие имеет довольно необычную волнистую поверхность. Его дизайн ограничен разве что фантазией художника, его создавшего.
Есть ли какие-то габаритные ограничения для фьюзинговых витражей? Самое большое отечественное цветное стекло ограничено размерами 1000х1300 мм (вызвано это, прежде всего, технологическими ограничениями). И, следовательно, размеры витража тоже будут ограничены именно этими размерами.
Зеркальные витражи. Достаточно необычно смотрятся виражи с зеркальным отражением. Изготавливается такой витраж с помощью напыления на тыльную поверхность нитрида титана или подобного ему вещества. Причем, отражающая способность такого зеркала может колебаться в любых желаемых пределах. Также можно изготовить зеркало с односторонней прозрачностью.
Витраж, изготовленный пескоструйным методом. Это очень популярный сейчас метод изготовления витражей. Песок, подаваемый под давлением на стекло, выбивает на незащищенных участках частицы поверхности, делая ее матовой. Для того чтобы получить рисунок на стекле, его вырезают в виде трафарета.
Здесь могут использоваться самые разные методики – трафарет вырезается вручную из линолеума, изготавливается из толстой пленки на плоттере (естественно, этот процесс управляется компьютером) и т.д. Затем заготовка накладывается на стекло, закрепляется, и будущее изделие подается в пескоструйную камеру. После этого трафарет снимается. Там, где поверхность стекла была защищена, оно остается прозрачным. Там, где защиты не было – матовой.
Компьютер приходит на помощь
Классический витраж – дело очень хлопотное. Каждый элемент надо вырезать, обточить в размер, учесть припуски на окантовку, согнуть по размерам и форме отдельных деталей окантовку, собрать конструкцию и спаять ее элементы между собой, а в результате попасть с готовым изделием в необходимый габарит. Короче, труд, прямо скажем, каторжный.
Для его облегчения сейчас используются самые современные технологии, например лазерная или водяная резка стекла, управляемая компьютером. Чтобы не возиться с металлической окантовкой, используются специальные технологии и специальные приборы для заполнения швов между стеклянными элементами – они прекрасно имитируют классическую окантовку, как по прочности, так и по цвету. При этом вся конструкция становится гораздо легче и прочнее. Потом все наклеивается на цельное стекло, и в результате получается витраж, мало отличимый от настоящего классического. Сверху такой "бутерброд" может прижиматься вторым листом стекла – в результате получается, так называемый, пакетный витраж.
Для изготовления пленочных витражей (точнее было бы сказать – имитации витражей) сначала на том же компьютере разрабатывается необходимый рисунок. Затем на плоттере вырезаются отдельные элементы витража из цветной пленки (сейчас в продаже пленки довольно много), и затем они собираются в единый рисунок и наклеиваются на стекло. Этот способ изготовления витража, пожалуй, самый быстрый и наиболее дешевый. Правда, витражи, изготовленные по этой технологии, высокой долговечностью не отличаются.
На самом же деле с использованием одной единственной технологии витражи изготавливаются довольно редко. Все большей популярностью, как у изготовителей, так и у потребителей пользуются комбинированные витражи. Они наиболее оригинальны и получают их путем комбинации самых разных технологий. Например, используется комбинация техники гравировки, пескоструйной обработки и раскраска керамическими красками.
Кстати, керамические краски за поверхность, обработанную песком или гравированную, "цепляются" гораздо лучше, чем за гладкую (необработанную) и смотрятся совсем по-другому. Хотя изготовление таких витражей дело кропотливое и трудоемкое, но зато эти изделия получаются, как правило, такими, что просто невозможно глаза отвести.
Чего стоит витраж «построить»?
На сегодняшний день витражное дело пока не находит широкого применения, и это понятно. Экономическое положение таково, что позволить себе приобрести витраж может далеко не каждый. Но, тем не менее, спрос на витражные изделия постепенно растет. Если раньше витражами интересовался в основном частный потребитель, то сейчас с ними уже работают специалисты (архитекторы, дизайнеры и т. д.), которые отчетливо представляют, что они хотят, и как то, что они хотят, должно быть сделано.
Стекло чьего производства сейчас используется отечественными мастерами для изготовления витражей? Отечественные заводы, производящие необходимое для изготовления витражей стекло, можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам.
Пожалуй, наиболее известен завод в городе Чернятин Брянской области. Еще один известный завод есть в Твери. Остальные производители более мелкие и выпускают стекло ограниченным объемом и небольшого размера. Из перечисленных заводов, прежде всего, выделяется именно Чернятинский завод (ООО "Стальстекло").
На отечественном рынке довольно широко предлагается импортное стекло самого разного производства. Оно, как правило, высококачественное, и потому очень дорогое. А это значит, что изготавливать из него витражи и приобретать такие изделия могут себе позволить далеко не все.
Почему же многие отечественные производители витражей продолжают работать только на импортном стекле? Тут все дело в качестве импортного стекла. Пока оно гораздо выше, чем у отечественного. Если у нашего стекла разброс коэффициента термического расширения (КТР) от цвета к цвету может составлять почти 0,1 по абсолютной величине, то у импортного этот разброс минимален. В результате процесс изготовления витражей из отечественного стекла получается более трудоемким и технически более сложным – приходится проводить целый ряд дополнительных операций, и в том числе довольно тонкий отжиг для снятия внутренних напряжений. Иначе готовое изделие, изготовленное их стекол разного цвета (и, следовательно, с различным КТР) может просто растрескаться.
С импортным стеклом проблем намного меньше – у него и цветовая гамма пошире, и температура обработки пониже, и разброс свойств (прежде всего КТР) минимальный, и даже режется оно лучше. Вот эти факторы и заставляют (в буквальном смысле этого слова) производителей работать с импортным стеклом.
Существуют сегодня также многие мастерские по изготовлению витражей. Их сотрудники, не удовлетворившись качеством отечественного цветного стекла и высокими ценами на импортное, научились изготавливать необходимый для работы материал сами. Способы изготовления применяются самые старинные – стекло необходимого цвета варится в печи, а потом раскатывается на столе в лист с помощью деревянной скалки. И витражи, изготовленные из такого стекла, смотрятся ничуть не хуже, чем из стекла фабричного производства.
«Витраж – это просто!»
Кстати, недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их иметь, привела к появлению различных технологий-заменителей. Подробно о них вряд ли стоит рассказывать, но одну технологию, обнаруженную в Интернете, привести просто необходимо.
"Возьмите стекло нужного размера и лист белой бумаги такого же размера. На бумаге будет выбранный Вами рисунок в цвете. Положите лист бумаги рисунком вверх. На него положите стекло. Поверхность стекла тщательно обезжирьте. Контуры рисунка проложите шнурками от обуви (лучше черного цвета) и приклейте их эпоксидным клеем. Теперь остается залить промежутки между границами контуров рисунка цветной клеевой смесью. Приготовление цветного клеевого состава производится на эпоксидной основе. Сначала приготовьте эпоксидный клей, затем добавьте и него пасту от шариковой ручки необходимого цвета и в нужной тональности. Клеевая цветная смесь схватится через три-четыре часа, в зависимости от окружающей температуры. А через двадцать четыре часа уже готовый витраж Вы можете установить в окно. При ярком солнечном освещении такой витраж отлично смотрится вместе со шнурками".
Вот так все просто. Главное – достать шнурки в необходимом количестве!
Публикация подготовлена по материалам сайта www.remontinfo.ru (НПЦ «Стекло и стеклоизделия») и информационного отдела журнала "СтройБизнесМаркет".