Категории каталога
Каталог / Общество / Образование, культура и спорт / Культура не продается, но покупается

Культура не продается, но покупается

Мировой культурный экспорт - согласно определению, принятому ЮНЕСКО, экспорт печатных материалов (книги, газеты, журналы, альбомы и пр.), музыки, изобразительного искусства, произведений кинематографического и фотоискусства, радио и телепрограмм, игр и спортивных товаров - в 2000 году составил около $200 млрд.

Для сравнения, в 1980 году он составлял всего $47.5 млрд. Причем наибольшего прогресса в этом секторе экономики добились развивающиеся страны, которые увеличили свою долю мирового  рынка с 12% (1980) до 34% и имеют стабильно положительный баланс в культурной торговле с развитыми странами. К примеру, США импортировали культурных товаров на $60 млрд., а экспортировали только на $21.8 млрд., а развивающиеся страны вместе взятые ввезли культуры на $44.4 млрд., а вывезли - на 51.8 млрд. (данные 1998 года). Наиболее успешны в плане сохранения положительного баланса культурной торговли  Япония, Китай, Малайзия, Мексика, Ирландия, в худшем положении находятся США и Гонконг. Впрочем. понятия "лучший" или "худший" в этом контексте - весьма относительны и относятся исключительно к сфере экономики, но не культуры. С одной стороны, дефицит культурного баланса может трактоваться, как слабость национальной культуры, но с другой стороны , как признак желания общества приобщится ко всем достижениям человечества в этой сфере.

Тайлер Коэн\Tyler Cowen, профессор экономики Университета Джорджа Мэйсона считает, что торговля произведениями культуры - не более, чем проявление глобализации мировой экономики. "Неизвестно как оценивать культурный экспорт, например, в сфере кулинарии. Города США набиты ресторанами, в которых готовятся блюда азиатской, латиноамериканской, африканской и европейских кухонь. В свою очередь, американские рестораны сети Pizza Hut наиболее успешны в таких столицах мировой кулинарии, как Париж и Гонконг".

Музыкальный бизнес давно стал транснациональным. Альбом известного певца расходится по всему миру в сотнях тысяч копий. Однако не в коем случае нельзя говорить о тотальной угрозе, которым подвергается мир из-за нашествия произведений Майкла Джексона. С 1997 по 2000 год продажи латиноамериканской музыки возросли в США на 24% и составили $609 млн. Кроме того, местные музыкальные рынки сохраняют завидную устойчивость к проникновению транснациональной музыкальной продукции. К примеру, в Индии 86% музыкального рынка контролируют местные исполнители, в Египте - 81%, в Японии - 78%, в России - 68%, в Мексике - 57%.

Противоречивые процессы происходят на книжном рынке. К примеру, современные американские писатели предпочитают заключать контракты на публикацию своих произведений с иностранными издательствами. Это приводит к тому, что их произведения быстро переводятся на другие языки. Типичный результат: весной 2001 года в числе 10 книжных бестселлеров Франции было три американских романа. Однако при этом, книжный экспорт из США во Францию за год упал на 24%. Также в магазинах США увеличивается число книг, изданных за рубежом -  к примеру, импорт российский книг в США за последние два года увеличился на 118%.

Американские фильмы составляют 80% европейского кинорынка, а европейские -только 5% американского. Среди 100 наиболее прибыльных фильмов в мире - 88 американские, еще семь произведены с участием американских продюсеров. В тоже время, во Франции доля американских фильмов в прокате не превышает 60% - это ограничение имеет силу закона и создано для защиты национального французского кинематографа. Протекционистские меры, с одной стороны, сохранили (но не позволили развить) национальное кино, но с другой привели к тому, что французские кинотеатры делают ставку на показ иностранных фильмов обещающих коммерческий успех, например,  боевиков, и отказываются демонстрировать интеллектуальное кино. 

Бенджамин Барбер\Benjamin Barber, известный американский философ, профессор Университета штата Мэриленд, говорит: "Одна из причин антиамериканизма в том, что Америка не экспортирует достаточно своей НАСТОЯЩЕЙ культуры - серьезной музыки, серьезной литературы  - мы экспортируем все наиболее примитивное и наиболее тривиальное. И мир считает, что этот мусор и есть подлинная Америка". 

Сложно говорить о том, идет ли на пользу культуре процесс глобализации. С одной стороны он стирает национальные культурные различия и в значительной степени унифицирует вкусы. С другой стороны, он позволяет уменьшить масштабы ксенофобии и создает предпосылки для лучшего взаимопонимания разных народов. Глобализация сама по себе исключает возможность культурной гегемонии одной страны. Кроме того, она позволяет сохранить и развить национальные культурные традиции. Профессор Коэн приводит любопытный пример: "До окончания Второй Мировой войны мало кто знал о скульптурах, которые изготавливали из мыльного камня канадские эскимосы. Всё изменилось в 1948 году, когда художник Джеймс Хьюстон\James Houston представил их широкой публике. Эти скульптуры стали очень популярны на международном художественном рынке, что позволило эскимосам сохранить и развить свои культурные традиции также, как и преуспеть в  бизнесе - они наладили коммерческий выпуск полиграфической продукции, создали художественную школу, привлекли туристов и т.д.".

Материал предоставлен: Washington ProFile

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru