Культовый фотограф Хайди Холлинджер\Heidi Hollinger родилась и выросла в Канаде. В 1990-е годы работала в Москве, сотрудничала с ведущими средствами массовой информации. Автор пяти книг, последняя из которых недавно была опубликована в США. Фотографии можно посмотреть на ее сайте http://www.heidihollinger.com
Вопрос: Профессиональным фотографом Вы стали в Москве. Как Вы думаете, почему?
Холлинджер: Фотографировала я всегда, почти всю жизнь. А вот снимать политиков начала совершенно случайно. В то время я изучала политологию в МГУ и, по счастливой случайности, оказалась на демонстрации. У меня на шее висела камера, и я начала снимать. В Канаде политические деятели редко выходят на улицу, там мало демонстраций как таковых. Я была восхищена тем, что все видные фигуры оппозиции были на улицах, они выглядели очень заинтересованными, увлеченными. Так что я просто навела фотоаппарат и начала фотографировать. Затем они начали представлять меня другим политическим деятелям, и так я начала фотографировать российскую оппозицию. Ходила на каждую уличную демонстрацию и каждую политическую встречу. Ничего не пропускала. Была на всех событиях, которые организовывали националисты и коммунисты. В результате, теперь у меня есть фотографии почти всех членов российской оппозиции. Это не имело никакого отношения к моим политическим взглядам, просто это были первые политики, с которыми я познакомилась, и они оказались интересными личностями.
Вопрос: Вам запрещали что-нибудь фотографировать?
Холлинджер: Я была действительно удачлива - я получала удивительно свободный доступ. Бывало так, что во время уличных демонстраций я пыталась пробиться сквозь толпу и, видя камеру, некоторые бабушки меня отпихивали, думая, что я - западный провокатор. Но появлялась женщина-ветеран Второй Мировой войны, с которой я когда-то познакомилась, и говорила "Пропустите ее, это наша".
Но когда я начала фотографировать власть имущих, например, в Кремле и некоторых политиков в Думе, мне стало намного сложнее. У них у всех были пресс-секретари. Я была вынуждена бомбардировать их факсами. Я звонила Григорию Явлинскому целый год, прежде чем получила разрешение сфотографировать его, его пресс-секретари меня к нему не допускали. Наконец, режиссер Явлинскому прислали факс из Нью-Йорка, в котором сообщили, что некоторые из сделанных мною фотографий, войдут в документальный фильм. Лишь после этого мне разрешили сфотографировать лидера "Яблока".
В конечном счете, почти все политики соглашались сниматься, но это требовало чрезвычайной настойчивости. Я звонила Борису Березовскому каждый день в течение трех месяцев. Я познакомилась с ним в Астане, когда президент Назарбаев устроил большой прием по поводу переноса столицы из Алма-Аты в Астану. Весь мир был там - Кучма, Шамир, Березовский, Филипп Киркоров... Там я познакомилась с Березовским, он дал мне номер своего мобильного телефона, и я звонила ему буквально каждый день. Березовский был очень мил, но каждый раз отвечал, что "к сожалению, сегодня фотографироваться не могу, пожалуйста позвоните мне завтра, позвоните мне в среду, позвоните мне в следующую пятницу"... Наконец, он позволил мне сделать снимок. Отдав ему фотографию на следующий день, я узнала, что он на своем самолете летит в Нью-Йорк. Я спросила его, не мог бы он захватить меня с собой, и он согласился. После трех часов полета, самолет пошел на посадку. Я сказала: "Вообще-то, я думала, что мы летим в Нью-Йорк...", а он ответил: "Верно, но мы только остановимся в Лондоне, чтобы захватить немного "суши'".
Вопрос: Какими фотографиями Вы более всего гордитесь?
Холлинджер: Я очень горда тем, что моя фотография Зюганова была опубликована на обложке журнала New York Times Magazine. Это было во время выборов в 1996 и были опасения, что Ельцин проиграет и победят коммунисты, так что статья называлась "Красная Паника". На фотографии - это одна из моих любимых фотографий - Зюганов и два его телохранителя. Он стоит, ожидая своего выступления на подиуме, а двое телохранителей встали в ряд за ним. Это напоминало старую коммунистическую эмблему - Ленин, Маркс, Энгельс.
Я горжусь тем, что мне удалось сделать фотографии Далай-Ламы. Я сфотографировала его с помощью президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова. Илюмжинов взял меня с собой в Индию, чтобы познакомить с Далай-Ламой. Я горжусь и фотографией Фиделя Кастро - я всегда хотела его сфотографировать. Я встретила его, когда была на Кубе с канадским премьер-министром.
И Путина, конечно, было замечательно фотографировать. Да и было приятно увидеть, что он тоже может сделать хороший снимок, и ему интересно фотографировать. Я, наверное, единственный профессиональный фотограф, которого фотографировал Путин. Когда я снимала, он был поражен техникой - большими лампами и камерой. Он спросил: "Как ты с этим разбираешься?" "Это не так сложно, почему бы Вам не попробовать?". В тот же момент я передала Путину мою камеру. Телохранители были в шоке, потому что они не знали, что за предмет дали президенту, и может ли эта штука взорваться? Путин был очень любознателен, дотошен и хотел знать как работают все кнопки. В конечном счете, он сделал довольно хороший снимок.
Вопрос: Влияют ли фотографии на культуру?
Холлинджер: Я считаю, что фотографии делают историю, они влияют на мышление людей. А фотографировать можно начать в любом возрасте. Я знаю девочку-фотографа, которую зовут Настя. Она начала фотографировать семилетнем возрасте и сделала фотографии некоторых известных людей. Она снимала их снизу, так как была маленького роста - в результате, у нее получился не Кучма, а лишь подбородок Кучмы. Мой сын Люка, которому два с половиной года, уже щелкает. И я собираюсь сделать выставку его произведений.
Я думаю, что фотографирование идет от сердца. Арнольд Нюман\Arnold Newman, великий американский фотограф, сказал, "Мы не фотографируем нашими камерами, мы фотографируем нашими сердцами и умом", и я уверена, что это справедливо. Я думаю, что каждый, кто любит фотографировать, может стать фотографом - техническую сторону можно преодолеть - выучить по книгам, на курсах, узнать у друзей, но главным образом на практике. Так что мой совет - продолжайте щелкать.