Наталья Колодзей\Natalia Kolodzei, одна из создательниц, исполнительный директор и куратор фонда Kolodzei Art Foundation, который занимается популяризацией работ советских и российских художников в США.
Колодзей: Мы стараемся представить российское и "бывшее советское" современное искусство из Латвии, Литвы, Эстонии, Украины, Грузии... Но, конечно, большинство работ - из России. В коллекции, которую сорок лет назад начала собирать моя мама, ныне насчитывается около 7 тыс. произведений 300 художников из бывшего Советского Союза. На базе этой коллекции в 1991 году был создан фонд Clothier Foundation, который организует некоммерческие выставки, в основном, в различных культурных центрах или университетах. Например, сотрудничаем с Колумбийским Университетом, Университетом Огайо и др. Мы всегда стараемся найти партнеров, которые заинтересованы в том, чтобы организовать выставку, цикл лекций или какое-либо подобное мероприятие... Словом, мы стремимся доступными способами пропагандировать именно современное российское искусство, с которым большая часть американской аудитории не знакома. В лучшем случае, люди, живущие в США, знают творчество Кабакова, Комара и Меламида, Шемякина и Эрнста Неизвестного.
Вопрос: Но ведь большинство современных живописцев не известны даже в самой России...
Колодзей: Безусловно! Хотя у многих из них уже прошли ретроспективы и в Третьяковке, и в Русском Музее... В советское время современная живопись была вообще запрещена. Такие мастера как Зверев, Краснопевцев, Плавинский, Немухин, Штейнберг работали еще в 1960-е годы, а стали известны после начала Перестройки.
Вопрос: Какова схема Вашей работы с российскими художниками? Вы привозите несколько их картин в Америку и ...
Колодзей Наталья: На самом деле все немного не так... Обычно мы создаем выставку на основе какой-либо идеи. У нас есть несколько проектов. Например, проект – групповая выставка, которая знакомит зрителя с современной живописью, начиная с пятидесятых годов и по настоящее время. Есть тематические выставки, к примеру, "Женщина в искусстве", которая ежегодно проходит в марте. Затем мы предлагаем эти выставки музеям или культурным центрам...
Многие нас знают - ведь мы работаем с 1991 года - и просят организовать определенную выставку. В тоже время, мы привлекаем коллекционеров, которые живут в месте проведения выставки, поскольку они знакомы с местной публикой и могут привлечь ее на наши мероприятия. Естественно, мы стараемся дать рекламу в средствах массовой информации.
Вопрос: На Ваш взгляд, отличается ли современное российское искусство от искусства, которые ныне существует во Франции, США, Зимбабве и т.п.?
Колодзей: И да, и нет. Существуют группы художников, которые работают, если можно так выразиться, в русле глобализации. В этом случае отличия небольшие. Но также есть и русская специфика - например, русский авангард, фольклорная или иконописная традиции...
Вопрос: Что американский коллекционер ищет в русских картинах? Что может заставить его приобрести ту или иную картину для своей коллекции?
Колодзей: Существует несколько типов коллекционеров. Одни покупают художников, которые уже признаны критиками. То есть эти коллекционеры вкладывают деньги в известных художников, в надежде на то, что те, со временем, станут знаменитыми и цены на их картины возрастут. Часто ко мне обращаются люди с просьбой назвать этих известных живописцев. Я им даю список самых популярных имен, и они идут в студию или галерею и выбирают... Другой тип коллекционеров предпочитает работы совсем молодых художников. Эти люди пытаются угадать будущие тенденции в российском искусстве, что, на мой взгляд, задача непростая.
Есть еще и те, кто приехал в Америку давно и собирает какие-то картины или сувениры, опираясь на свои ностальгические воспоминания. Они отдают предпочтение красивым русским пейзажам, видам знакомых архитектурных памятников и т.п. Причем покупки чаще совершаются в России, так как это дешевле.
Вопрос: Есть ли какие-то "территориальные предпочтения" у коллекционеров? Кого больше покупают - москвичей, петербуржцев, одесситов?
Колодзей: Предпочтение отдается наиболее известным художникам. Чаще это уроженцы крупных городов, так как им проще пробиться.
Вопрос: Можно ли определить, каковы основные тенденции в развитии современной российской живописи?
Колодзей: Если судить по биеннале, который проходит в нью-йоркском Whitney Museum of American Art, то чувствуется возвращение к "рукодельной" живописи, где видна рука художника. Хотя, на мой взгляд, сегодня в России вообще не существует какой-либо доминирующей тенденции в живописи.