Категории каталога

От Аристотеля до Starbuсks

Этика традиционно сосредоточивалась на межличностных отношениях, показывая каким образом людям следует поступать по отношению друг к другу. Считается, что существует три основные концепции, показывающие каким образом следует обосновывать определенные моральные постулаты: теория естественного права (этичность достигается строгим соблюдением законов), утилитаристская концепция (оперирует критериями "добро" и "зло") и деонтологическая концепция (оценивается суть действия, например, рациональное оно или иррациональное).

Некоторые специалисты считают, что понятие "бизнес-этика" вошло в массовый обиход относительно недавно - в результате процесса глобализации экономики, увеличения числа фирм и повышения уровня их ответственности перед обществом. Тем не менее, основные принципы этики, которые ныне возможно применить в сфере бизнеса, были сформулированы тысячи лет назад. Так, Джеймс О’Тул\James O'Toole профессор Университета Южной Калифорнии\University of South California, автор исследования "Совет Аристотеля"\Advice from Aristotle, считает греческого философа самым практичным и “бизнес-ориентированным” из всех мыслителей, занимавшихся вопросами этики. По мнению О’Тула, Аристотель (автор трактатов "Никомахова Этика" и "Эвдемова Этика") фокусировался на этических проблемах лидерства: в его работах указано, что задача лидера состоит не в усилении своей власти над подчиненными, а в создании таких условий, при которых все работники смогут полностью реализовать свой потенциал. 

О’Тул перечислил вопросы, некогда поставленные Аристотелем, которыми могут задаваться современные менеджеры: "Какого обращения желал бы я сам будучи членом данной организации?", "Каковы реальные предпосылки для развития талантов и потенциальных возможностей членов организации?", "Какова степень участия сотрудников организации в процессе принятия решений?", "Получаю ли я больше, чем вкладываю в общую "копилку" организации?", "Оказывает ли система распределения прибылей негативное влияние на общую мораль организации?",  "В какой степени сотрудники получают вознаграждение от результатов полученных благодаря их собственным идеям и усилиям?". По мнению О’Тула, при рассмотрении последнего вопроса, в частности справедливости распределения прибыли между сотрудниками соответственно их вкладу в деятельность организации, постулатам Аристотеля следует уделять особое внимание. О’Тул здесь приводит пример компании Disney, когда генеральному директору Майклe Эйснеру\Michael Eisner организация выплатила в качестве компенсации за его работу $285 млн. Здесь по мнению О’Тула, вопросы поднятые Аристотелем могли бы пригодится членам руководства корпорации при решении вопроса о том, является ли в действительности вклад генерального директора в  10, 100 или 1 тыс. раз больше вклада, например, художника-мультипликатора.

Создавать этические нормы намного легче, чем их соблюдать. Это особенно верно для транснациональных корпораций, где соблазны использования возможностей глобализации намного больше. Джон Энтайн\Jon Entine телевизионный продюсер, автор ряда интересных работ в области профессиональной этики, считает, что также как и демократию, поддерживать этику в реальной жизни намного сложнее, чем в теории. Этические кодексы, во многих случаях, создаются ради блага корпораций, а не для простых людей. В исследовании "Проклятие Добрых Намерений"\The Curse of Good Intentions Энтайн проанализировал "феномен Starbucks" - компании, владеющей крупнейшей в мире сетью кофеен. Для того, чтобы позволить себе купить 1 фунт (454 гр.) кофе Starbucks работник плантации в Гватемале должен собрать 500 фунтов (227 кг.) кофейных зерен, что займет у него около пяти дней. Тем не менее, как это ни странно, компания Starbucks получила престижную премию за достижения в области борьбы за права человека, присуждаемой Советом по Экономическим Приоритетам\Council on Economic Priorities за "высокий уровень корпоративного сознания”. Энтайн не понимает, как подобный приз мог быть вручен фирме, которую постоянно обвиняют в использовании дешевой рабочей силы (в частности, зарплаты у сотрудников компаний -поставщиков Starbuсks значительно меньше прожиточного минимума).

Таким образом, аргументирует Эйнтайн, в мире бизнеса невозможно провести четкие различия между “этичными” и “неэтичными”, “хорошими” и “плохими” компаниями. Согласно мнению Эйнтайна, во многих случаях в деловых кругах США бытует стереотип, согласно которому традиционно “неэтичными“ или “плохими” могут считаться предприятия таких отраслей как например производство вооружений, очистка нефти и т.д. Эйнтайн считает, что независимо от отрасли, в организациях всегда существует возможность совершения ошибок или же использования откровенной лжи во имя собственных интересов. Чтобы избежать таких ситуаций требуется самоконтроль и подотчетность сотрудников, что часто игнорируется не только менеджерами среднего звена, но и высшим руководством корпораций.

Другой исследователь Рональд Уайт\Ronald White, сотрудник Колледжа Маунт Сент-Джозеф\College of Mount St. Joseph проанализировал ситуацию в фармацевтической промышленности, которая в силу своего непосредственного влияния на здоровье и жизнедеятельность населения наиболее тесно связана с проблемами этического характера (работа называется "Жизненно Необходимые Лекарства для Безнадежных Пациентов по Справедливой Цене"\Life-Saving Drugs for Desperate Patients at a Fair Price). По его мнению, фармацевтическая промышленность продолжает оставаться одной из самых доходных отраслей промышленности в США. Однако Уайт пытается ответить на следующий вопрос: является ли такой “корпоративный успех” отрасли морально оправданным в условиях, когда цены на медикаменты устанавливаются на таком высоком уровне, что многие пациенты вынуждены или вообще отказаться от лечения? Уайт пришел к выводу о том, что причиной такой большой стоимости медикаментов в США является несовершенная конкуренция. Так как деятельность на этом рынке связана с большим риском и большими затратами, удержаться на нем удалось лишь нескольким компаниям. В результате, цены устанавливаемые ими на медикаменты, являются неоправданно высокими и ведут к получению компаниями сверхдоходов. 

Несмотря на недостатки существующих сегодня этических предписаний для представителей бизнеса, с каждым годом все больше и больше организаций пытаются, иногда по собственной воле, а иногда - в результате давления извне, создать свои собственные правила ведения бизнеса. Все это, по мнению профессора экономики и политологии Университета Фонтенбло (Франция) Этана Капстaйна\Ethan Kapstein происходит благодаря давлению, которое оказывают на компании различные негосударственные общественные организации. Капстайн предупреждает, что такого рода взаимодействие между корпорациями и общественными  организациями может иметь обратный эффект для развивающихся стран, а также для бедного населения по всему миру - поскольку данные компании могут вообще прекратить свою деятельность на развивающихся рынках. Это заставит оставшихся без работы людей трудоустраиваться в структуры "теневой экономики", где условия труда просто ужасны.

При этом, в сфере деловой этики  практически не существует идентичного набора правил. Каждая организация, компания или корпорация имеет свой собственный кодекс этики, который, к тому же, может меняться. Например, из-за развития информационных технологий, в последние годы компании  начали уделять больше внимания проблемам несанкционированного доступа работников к служебной информации и ее использованию в собственных интересах.

Материал предоставлен: Washington ProFile

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru