Татьяна Самсонова, научный сотрудник Международного Исследовательского Центра имени Вудро Вильсона\Woodrow Wilson International Center for Scholars, профессор МГУ
Самсонова: Термин "политическая социализация" (political socialization) появился в США сравнительно недавно, в 1950-е годы, и в дальнейшем получил широкое распространение в научном лексиконе. До этого американские ученые, которым в значительной степени принадлежит приоритет в исследовании политической социализации, использовали понятие "гражданское воспитание" (civic education). И оба эти понятия используются в настоящее время. Понятие "политическая социализация" шире, поскольку включает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на формирование личности (гражданское/политическое воспитание), так и стихийные, спонтанные.
Процесс политической социализации начинается очень рано - с 4-5 лет и продолжается на протяжении всей жизни человека. Это может показаться, на первый взгляд, удивительным, но первые политические "знания" появляются в столь раннем возрасте. Представьте себе сцену: две мамы привели своих детей - каждому ребенку примерно 4-5 лет - к памятному знаку в день празднования Дня Победы 9 мая. Дети видят необычную обстановку: горит "вечный огонь", лежат цветы, звучит торжественная музыка. И каждый ребенок спрашивает свою маму: что это? Одна отвечает: "Знаешь, деточка, это газ горит, как у нас дома, на кухне". Вторая говорит: "Этот огонь зажгли в честь людей, которые отдали свою жизнь для того, чтобы мы с тобой жили, чтобы для нас светило солнце, пели птицы, чтобы мы могли радоваться жизни, наслаждаться всем этим. Мы помним этих людей, потому что они тоже хотели жить, но пожертвовали собой. И мы приходим сюда, дарим им цветы, потому что помним о них и благодарны им. Когда ты станешь взрослым, то будешь приходить сюда со своими друзьями". Я не хочу сказать, что первый ребенок обязательно вырастет равнодушным человеком, а второй - глубоко сознательным гражданином своей страны. Но в любом случае, их мамы бросили "первые зерна" в детское сознание. Вот так, постепенно и идет процесс формирования политических представлений, ориентаций. Ученые пришли к выводу, что основой политических убеждений человека являются общие установки, корни которых лежат в его детстве, и с детским опытом связано дальнейшее отношение человека-гражданина к политической власти, к государству.
Используют и такие понятия, как "первичная социализация" и "вторичная социализация". Вторичная социализация - это процесс приобретения знаний, навыков взрослого человека. Однако вопрос о том, когда заканчивается "первичная" и начинается "вторичная" социализация, остается открытым. Ряд ученых считает особенно важным период с 15 до 25 лет, когда и формируются основные, присущие взрослому человеку, политические знания, навыки и установки. Однако в любом случае, то, что было приобретено в детские и юношеские годы, составляет своего рода "фундамент", на который накладывается тот опыт, который получен уже в более зрелом возрасте. Какое-то событие в жизни страны или конкретного человека может многое изменить в этих представлениях, повлиять на политические взгляды, убеждения людей, на их позиции и, в том числе, гражданские.
В процессе политической социализации участвуют различные социальные и политические институты общества. Это: семья, группы сверстников, место работы, общественные организации, политические партии, армия, церковь. При разных политических режимах и в разные периоды существования одного и того же государства роль этих институтов может меняться. И важная задача, стоящая перед исследователями разных стран, - определить "вес" этих институтов в процессе политической социализации.
Если же мы говорим о гражданском/политическом образовании, то имеем в виду более целенаправленный процесс. И само это понятие