Категории каталога

Экспансия женщин

Исследователи Гарвардского Университета\Harvard University попытались объяснить беспрецедентный рост количества женщин, получающих высшее образование в университетах США.

В период с 1900 по 1930-е годы в США количество мужчин и женщин, числящихся в качестве студентов университетов на программах по получению степени бакалавра, было примерно равным. Тем не менее, начиная с 1930-х годов, удельный вес мужчин среди общего числа студентов стал резко возрастать. После окончания Второй Мировой войны эта тенденция только усилилась, так как ветераны, возвращающиеся домой, начали в массовом порядке поступать в ВУЗы. В 1947 году половое неравенство достигла своего апогея, когда среди студентов университетов на 2.7 мужчин приходилась одна женщина.

Тем не менее, удельный вес женщин в университетах начал значительно увеличиваться уже к началу 1950-х годов. В 1960-м году на каждую американскую студентку приходилось 1.60 студента, среди выпускников соотношение составляло 1.55. Уже в конце 1960-х годов заметно изменился рынок рабочей силы США, в результате чего количество американок, желающих поступить в ВУЗы, начало резко увеличиваться.

Тогда американки изменили существовавшие традиции. Они стали значительно чаще изучать точные науки, до этого традиционно считавшиеся "мужской областью ", выбирать в качестве основной специализации "мужские профессии", выходить замуж и заводить детей гораздо позднее своих мам и бабушек. Уже к 1980-му году неравенство в соотношении мужчин и женщин среди студентов американских ВУЗов исчезло, вернувшись к показателю 1900-х годов. Более того, с продолжающимся ростом количества женщин среди студентов университетов, уже в 2003 году на каждого мужчину приходилось 1.30 женщин.

Значительную роль в обеспечении подобного роста количества женщин в университетах сыграли женщины, рожденные в 1930-е годы, хотя рекордсменами является поколение женщин рожденных в конце 1940-х годов. Равенство в соотношении мужчины-женщины было достигнуто студентками, рожденными в 1960-е. Исследователями делается предположение, что в американских университетах начала века было примерно равное количество юношей и девушек, поскольку в семьях американской элиты считалось долгом посылать детей, вне зависимости от пола, на учебу в высшие учебные заведения. Тем не менее, статистические данные показывают, что лишь 5% американских женщин посещали частные элитные университеты. Вплоть до 1930 года количество женщин в университетах оставалась крайне высоким. Это может объясняться тем, что многие американки не выходили замуж, а начинали работать, а в случае замужества выбирали себе в качестве мужа также выпускников ВУЗов, имеющих традиционно либеральные взгляды на женское образование.

В течение 1930-х годов появились некоторые факторы, которые позволили увеличить число студентов-мужчин. Прежде всего, массовая безработица, порожденная Великой Депрессией, сделала обучение в ВУЗах более привлекательным для мужчин, так как диплом университета реально увеличивал их шансы на получение работы. Кроме того, во многих штатах и графствах США были приняты законы, запрещавшие принимать на работу женщин, состоящих в браке (это делалось для того, чтобы в каждой семье был хотя бы один работающий - предполагалось, что работающий муж может прокормить безработную жену).

В 1940-е и 1950-е годы количество мужчин в ВУЗах продолжало возрастать. В США были введены льготы для ветеранов войны, распространявшиеся и на сферу высшего образования. Именно тогда многие организации США начали требовать от кандидатов на менеджерские позиции среднего и высшего звена наличие высшего образования. В последний раз значительный рост показателя количества мужчин в ВУЗах США произошел в период Вьетнамской войны, когда поколение, рожденное в конце 1940-х годов, в массовом порядке поступало в университеты, чтобы избежать призыва в вооруженные силы. После этого доля мужчин среди американских студентов уменьшаться.

Любопытно, что эта тенденция присуща не только США, но большинству индустриально развитых государств. Так, к 2002 году количество женщин превысило количество мужчин в университетах одиннадцати стран, включая Австрию, Бельгию, Данию, Финляндию, Ирландию, Италию, Нидерланды, Норвегию, Новую Зеландию, Испанию и Великобританию. Мужчин-студентов больше лишь в Турции и Швейцарии, тем не менее, даже в ВУЗах этих стран женщин с каждым годом становится все больше и больше.

Одним фактором, который, возможно, способен объяснить "нашествие" женщин в университеты США, является показатель успеваемости среди учеников школ. Исследователи провели выборочный статистический анализ выпускников школ 1957-го, 1972 и 1992-го годов. Выяснилось, что, хотя мальчики более склонны к точным наукам, а девочки - к гуманитарным, во всех трех группах девочки имели значительно более высокий уровень общей успеваемости. Более того, к 1992-му году девочки нагнали мальчиков и в области точных наук.

До недавнего времени существовало предположение, согласно которому, в более образованных и состоятельных семьях отношение к получению образования детьми будет нейтральным вне зависимости от их пола. И наоборот, предполагалось, что чем ниже образовательный уровень и экономическое благосостояние в семьях, тем больше предпочтение в получении образования будет отдаваться сыновьям. Исследование показало, что хотя данная теория подтверждается для студентов 1957-го года, она не выдерживает критики для последних поколений. К примеру, увеличение количества женщин, поступивших в университеты в 1992 году, было, в основном, обеспечено за счет представителей самых необеспеченных семей. То есть, именно в семьях с низким социально-экономическим статусом женщины активней поступают в университеты и получают высшее образование.

Исследователями называются две основные причины феноменального роста количества студенток.  Во-первых, важнейшим фактором стало значительное удлинение длительности цикла "рабочей" жизни женщины из-за более позднего брака и рождения детей. Во-вторых, женщины начали переходить из традиционно женских областей, таких, как работа учительницами в школах, в более "мужские области", требующие знания точных наук, технических навыков и т.д.

Важную роль сыграли и противозачаточные средства, приобретшие популярность в конце 1960-х годов. Они позволили женщинам планировать свою жизнь и карьеру. Свою лепту внесли феминистское движение и уничтожение дискриминации по половому признаку - из-за этого женщины получили возможность делать карьеру в ранее закрытых для них областях. Стимулом стала также практика использования специальных надбавок к заработной плате работникам с высшим образованием. Исследователи показывают, что данная надбавка во многих случаях была выше для женщин, чем для мужчин. Рост количества разводов и, соответственно, одиноких матерей, начиная с 1960-х, также способствовал активизации женщин, так как они должны были принять на себя ответственность за содержание детей.

Материал предоставлен: Washington ProFile

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru