Многие американские политики и культурологи чуть ли не обожествляют движение к культурному, расовому и этническому многообразию\diversity, считая его едва ли не главным признаком прогресса страны. Это верно, пишет Вуфнау, что в течение последней четверти века американцы стали "радужным обществом"\rainbow society.
Если в недавнем прошлом казалось, что идеология консьюмеризма и агрессивность рекламы угрожают Америке чуть ли не стопроцентной однородностью личных предпочтений и способов их удовлетворения, то сейчас уже нельзя сомневаться, что ее жители стали нацией с мириадами самых разных вкусов, мнений и ценностей.
Этот фундаментальный сдвиг помог если не излечить, то ослабить многие опасные общественные болезни прошлых десятилетий, однако он автоматически породил и свои собственные проблемы. Чем ниже гомогенность общества, тем больше его социальные связи размываются центробежными силами. И понятно почему: возрастает число влиятельных групп с несовпадающими, а подчас и резко противоречащими интересами, которые в борьбе за их удовлетворение нередко не останавливаются перед провоцированием острых политических конфликтов.
Если в середине 20 века можно было опасаться, что уникальность и самобытность внутреннего мира американцев сотрется под влиянием нивелирующего воздействия массовой культуры и потеряется в безликих толпах, то теперь этой уникальности придают настолько важное значение, что обществу делается все труднее формулировать и осуществлять единые для всех цели. Если раньше аналитики боялись, что американская демократия не выдержит нарастающей гомогенизации общества, вызванной нарастанием всеобщего конформизма, то сейчас возникают подозрения, что она разрушится под натиском торжествующего индивидуализма и эгоизма, как персонального, так и группового.
В результате, пишет Вуфнау, на повестке дня оказывается ключевой вопрос: какими именно личностями мы должны и хотим стать, чтобы найти адекватный баланс между индивидуальной свободой и общественной ответственностью и благодаря этому оказаться хорошими гражданами? Ответить на него совсем непросто, но и в этом может помочь критический анализ национальных культовых стереотипов.
Эту методологию стоит проиллюстрировать на примере. Американцы, пишет Вуфнау, единодушно считают себя нацией иммигрантов, людей, которые не побоялись покинуть свои дома, чтобы пуститься к чужим берегам в погоне за лучшей жизнью. Представление об этой жизни включает в себя желание обрести материальное благосостояние, символом которого служит собственное жилище. Здесь возникает странное противоречие, которое массовое сознание совершенно не осознает. Жители США возводят укорененность в своем доме и на своей земле в ранг жизненно важной ценности, краеугольного камня, так называемой, "Американской Мечты"\American Dream. С другой стороны, они не только считают себя людьми без многовековых национальных корней, но и объявляют это обстоятельство своим главнейшим достоинством. Общество с таким менталитетом, полагает Вуфнау, обречено на то, чтобы постоянно стремиться к заоблачным идеалам и потому ставить перед собой такие задачи, которые оно не в состоянии осуществить. Более того, реализация этих целей предполагает действия и за пределами национальных границ, там, откуда некогда прибыли предки нынешних граждан США, а иногда и они сами.
Это соображение отчасти объясняет готовность американцев видеть в своей стране образец для всего человечества, а подчас даже навязывать свою модель другим народам с помощью экономического принуждения или военной силы. Они также выявляют один из источников той амбивалентности, которую испытывают американцы, когда они задумываются над тем, чем их нация стремится стать для себя и всего мира и чем оказывается на деле.