Федеральная политика "положительного действия" имела целью обеспечить равные возможности для национальных и расовых меньшинств в приобретении жилья, найме на работу и получении образования.
По оценкам Министерства Труда США\Labor Department, применение этой политики позволило 5 млн. представителей расовых и национальных меньшинств и 6 млн. женщин получить достойную работу. Однако были отмечены и негативные последствия этой политики. В частности, в 1978 году белый студент, успешно учившийся в медицинской школе был отчислен лишь из-за того, что его место изначально было предназначено для представителя расовых и национальных меньшинств (16 из 100 мест в этой школе было зарезервировано). Верховый Суд США тогда принял прецедентное решение, вынеся вердикт, что дискриминации подвергся белый американец. Однако Верховный Суд признал законным существование подобных квот. В 1986 году Верховный Суд признал правомочным решение руководства фирмы, уволившей всех белых сотрудников, но сохранивших рабочие места для черных.
В последние годы в некоторых штатах США развивается движение, направленное на постепенное свертывание политики равных возможностей. В двух штатах (Калифорния и Вашингтон) местные законодатели отменили подобные льготы. Критики подобной политики считают, что политика равных возможностей открывает двери для черных и цветных студентов, но закрывает их для белых. Кроме того, многие религиозные и расовые меньшинства (например, иудеи и выходцы из стран Азии) не обладают правом воспользоваться этими преимуществами. Оппоненты оперируют иными фактами. Сторонники политики равных возможностей заявляют, что азиаты, европейцы и евреи добровольно иммигрировали в США, многие из переселенцев были хорошо образованы. Чернокожие американцы прибыли в Америку в трюмах кораблей работорговцев. Историк Роджер Уилкинс\Roger Wilkins сформулировал это так: "Черные 375 лет живут на территории США. 245 лет они находились в рабстве, 100 лет - подвергались дискриминации. Они свободны лишь последние 30 лет". Точку зрения Уилкинса ныне поддерживает большинство населения США - не менее 60% опрошенных жителей США считают необходимым сохранить действующую систему поддержки меньшинств.
Отношение к этой политике со стороны различных расовых групп варьируется от полной поддержки до осуждения этой политики на том основании, что она дает меньшинствам преимущества над белыми американцами. В 1997 году социологический опрос, проведенный газетой New York Times и агентством CBS News показал, что большинство американцев поддерживали расовое разнообразие, которое имеет место в школах и в офисах, но относились критически ко многим из тех методов, благодаря которым достигается равное представительство различных расовых и этнических меньшинств. В центре внимания исследования также были вопросы обеспечения равных прав женщинам. Большинство участников опроса выступили против преимуществ, предоставляемых при приеме на работу женщинам (51%) и расовым меньшинствам (52%). За привилегии проголосовали соответственно 37% и 35%.
Тем не менее, респонденты поддержали политику, направленную на поддержку малообеспеченных граждан - 53%, 37% - были против такой политики. Кроме того, более половины респондентов (55%) поддержали программы, направленные на поддержку расовых меньшинств, с тем чтобы помочь их социальному развитию. В оппозиции к этим программам оказались 39% опрошенных. 60% респондентов поддержали и 27% высказались против тех работодателей и администраций университетов, которые реализуют программы помощи расовым меньшинствам при приеме на работу и в оплате обучения в университете.
По многим аспектам общественной жизни позиции белых и черных американцев существенно разнятся. Например, поддержку специальных образовательных программ, которые помогли бы меньшинствам получить университетское образование, поддержали 59% белых и 82% черных американцев. Сходное отношение демонстрируют различные расовые группы и по вопросу о специальных профессиональных образовательных программах для меньшинств, с тем чтобы повысить их присутствие в тех секторах экономики, где они мало представлены. 64% белых и 95% черных высказываются за такие программы. Приблизительно такая же реакция и на необходимость законов, которые оградили бы меньшинства от дискриминации при приеме на работу: 65% белых и 86% черных - за.
Однако, например, на вопрос, "Не считаете ли Вы, что благодаря этой политике менее квалифицированные люди нанимаются на работу и принимаются в университеты?", 81% белых американцев ответили утвердительно. 67% афроамериканцев поддержали в таком мнении своих белых сограждан.
Однако целая группа вопросов выявила не просто отличие позиций американцев различного цвета кожи, но противоположность в их мнениях. В частности, это касается политики “положительных действий”, белые выказали более критичное отношение к ней. Так, например, на вопрос, существует ли необходимость в программах, которые обеспечивали бы расовое многообразие в частных компаниях, подавляющее большинство афроамериканцев выразилось положительно - 80% и отрицательно - 17%. В то время, как белые американцы отказали в поддержке таким программам: лишь 38% - за и 57% - против.
Социологические данные, полученные журналом Fortune в 1998 году, также демонстрируют, что по мнению 81% чернокожих профессионалов, работающих в корпорациях, расовая дискриминация - все еще реальность в офисах крупных компаний. Три четверти чернокожих (76%) считают, что при одинаковом образовании и квалификации черные получают меньшую заработную плату, чем белые.
Также большинство белых американцев высказались против того, чтобы чернокожие получили преимущества при приеме на работу и продвижении по службе - 57%, “за” - только 31%. Среди афроамериканцев расклад был прямо противоположным: 23% против таких льгот и 62% - “за”.
Наиболее разительное отличие выявилось в отношении вопроса, следует ли продолжать политику положительных действий или ее можно прекратить. 80% чернокожих американцев высказались за продолжение и 14% - за отмену этих программ. Белые в большинстве своем - 52% - посчитали, что программы пора свертывать и 35% - продолжать. Причем из всей совокупности белых респондентов 13% считали, что от этих программ следует отказаться сейчас, а 45% предполагали постепенный отказ в течение нескольких лет. Афроамериканцы были почти едины - 80% за безусловное продолжение, 17% - за постепенный отказ и лишь 1% - за немедленный отказ.