Категории каталога
Каталог / Общество / Внутренняя политика / Армия и общество: стратегия влияния

Армия и общество: стратегия влияния

Питер Фивер\Peter D. Feaver, профессор Университета Дьюк\Duke University, директор Института Исследований Проблем Безопасности "Треугольник"\Triangle Institute for Security Studies. Автор ряда книг о проблемах взаимоотношений общества и вооруженных сил. В 1993-94 годы работал Директором Оборонной Политики и Контроля за вооружениями Совета Национальной Безопасности США\National Security Council. В прошлом - высокопоставленный офицер ВМФ США.

Вопрос: Как вооруженные силы влияют на мнение американского общества об армии?

Фивер: На протяжении долгого времени, особенно со времен Вьетнама, военных беспокоило,  как американское общество воспринимает вооруженные силы. Это очень важно, потому что вооруженные силы США комплектуются на добровольной основе. Точнее, это не полностью армия волонтеров, это армия людей, заключающих контракт на военную службу. Таким образом, военные относятся к этому делу, как к маркетингу. Они пытаются воздействовать на людей примерно таким же образом, как делают иные организации - изучают своих потребителей, их вкусы и т.д. Проводится множество специальных исследований, которые направлены на то, чтобы понять, какие взгляды превалируют в молодежной среде, что заставляет молодых людей вступать в армию и т.д.

Это делается также из-за уроков Вьетнама. Существует мнение, что поражение во Вьетнаме объясняется, в том числе, и тем, что американское общество отказало военным в поддержке. Впрочем, согласно другой точке зрения, коллапс доверия к вооруженным силам произошел уже после поражения. В любом случае, военные извлекли урок из этой ситуации и стремятся обеспечить себе поддержку общества.

Вопрос: Американские военные решают краткосрочную задачу - просто привлекают молодых людей на вербовочные пункты или пытаются оказывать более глубокое влияние на взгляды американцев?

Фивер: Частично верно и первое, и второе. Это проявление беспокойства о существовании растущего разрыва между военными и гражданским обществом. Военных это беспокоит, потому что теоретически данный процесс может привести к тому, что общество перестанет понимать,  зачем ему нужны вооруженные силы. Есть и другие причины для беспокойства: например, существует вероятность, что военные окажутся враждебно настроенными по отношению к гражданскому обществу и не будут в дальнейшем исповедовать его ценности. Существует много противоречивых воззрений на эту проблему.

Вопрос: Что Вы называете "разрывом"? 

Фивер: Разрыв означает расхождение во взглядах, убеждениях, перспективах, мнениях и т.д. между гражданскими и военными. То есть, разрыв образуется, когда военные анализируют мир с одной точки зрения, а гражданские - с другой. Разрыв проявляется и в сфере оценок: военные, например, считают, что они успешно интегрировали афроамериканцев в вооруженные силы, а гражданские считают, что военные провалили дело. Могут быть и иные точки расхождений. Военных это беспокоит, и они пытаются ликвидировать разрыв.

Один из наиболее популярных методов - привлекать различных влиятельных персон - лидеров общин, муниципалитетов, популярных личностей - контактировать с вооруженными силами. Например, мэра города приглашают, чтобы участвовать в процедуре закладки новой подводной лодки. Людям предоставляется возможность получить представление о вооруженных силах, например, напоминают им о родственниках и предках, которые некогда служили в армии.

Дэвид Сигал\David Segal, профессор социологии и управления Мэрилендского Университета\University of Maryland, директор Центра Исследований Военной Организации\Center for Research on Military Organization. Автор ряда книг о военной социологии и отношениях общества и вооруженных сил.

Вопрос: Как американцы воспринимают военную мощь США, и как это влияет на роль американских военных в обществе?

Сигал: За американским общественным мнением по отношению к вооруженным силам США ведется наблюдение еще со времен войны во Вьетнаме. Одним из самых последовательных и иногда удивительных открытий является то, что даже во время вьетнамской войны вооруженные силы США считались одним из ведомств, к которым общество относилось с наибольшим доверием. Во время вьетнамской войны большинство людей проводили разделение между вооруженными силами, которые они уважали, и самой войной во Вьетнаме, в отношении которой общественное мнение было расколото. Я думаю, что подобным образом обстоят дела и в отношении нынешней операции в Ираке - американское общество доверяет своим вооруженным силам.

Наши вооруженные силы во многом уникальны в сравнении с армиями остального мира - американские вооруженные силы играют важную роль за пределами нашей страны. Это экспедиционные силы. Другие народы считают, что их вооруженные силы созданы сугубо для собственной защиты и решения внутренних вопросов  безопасности. Я думаю, что наличие у США экспедиционных вооруженных сил, значительная часть которых развернута за границей даже в мирное время, повлияло на имидж Америки, как крупного игрока в международной политике.

Вопрос: Чем Вы это объясняете?

Сигал: Я думаю, что мы верим, что нам даны вооруженные силы которых мы достойны - военные не выбирают своих войн, а идут в бой, когда этого требует общество, и исполняют свой долг наилучшим образом. Также существует уверенность, что в США создана довольно хорошая система гражданского контроля над вооруженными силами. Однако общество примерно поровну расколото в отношении того, насколько эффективно гражданское руководство управляет военными операциями. Эта неуверенность не влияет на сам институт вооруженных сил или на солдат. Американцы уважают людей, которые надевают военную форму и идут на войну ради них, считая их сыновьями и дочерьми Америки. Интересно однако, что это не отражается на их желании посылать собственных сыновей и дочерей на военную службу.

Вопрос: В какой мере вооруженные силы США влияют на американское общественное мнение?

Сигал: Ведется рекламная кампания, нацеленная на привлечение новых военнослужащих. Реклама нацелена на потенциальных новобранцев и их семьи. Военные стараются представить вооруженные силы в самом благоприятном свете. Кроме того, как любое корпоративное учреждение в США, американские военные также проводят кампании по улучшению общего имиджа вооруженных сил, как государственного института.

Материал предоставлен: Washington ProFile

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru