Некоторые американские исследователи утверждают, что лоббисты де-факто превращаются в "четвертую ветвь" власти США, дополняя исполнительную, законодательную и судебную. Большинство лоббистских компаний, действующих в Вашингтоне, имеют офисы на улице K\K Street. Поэтому термином "кей-стрит" часто обозначают лоббистов в их совокупности.
Термины "лобби"\lobby и "лоббизм"\lobbyism появились в 1830 году. Дело в том, что в лобби (вестибюле) Капитолия собирались представители групп влияния, действующие в интересах определенных кругов. В результате, под лобби стали понимать людей и организации, занимающиеся лоббизмом - оказанием влияния на решения властей.
В 2005 году лоббистской деятельностью занимались 200 бывших членов Конгресса США - в большинстве они представляли интересы крупных корпораций. На американском политическом сленге этот феномен называется "вращающаяся дверь"\revolving door. Согласно закону, конгрессмен может заниматься лоббизмом через год после того, как прекратил заниматься законодательной деятельностью.
Лоббизмом занимаются и многие люди, ранее бывшие высокопоставленными чиновниками. В 1993 году, президент Билл Клинтон\Bill Clinton ввел запрет на подобную практику. Чтобы заняться лоббизмом, экс-чиновникам требовалось ждать 5 лет со дня ухода с государственной службы. Им также было запрещено лоббировать интересы иных государств. Однако в 2000 году Клинтон отменил пятилетний срок ожидания.
По оценкам телекомпании CBS, в Вашингтоне в 2005 году действовали более 35 тыс. лоббистов. В период с 1998 по 2004 год, примерно 6.8 тыс. лоббистских компаний занимались бюджетными вопросами, 4.1 тыс. - пытались влиять на сферу здравоохранения, 3.7 тыс. - на оборону, 3.5 тыс. - на сферу налогообложения, 3.3 тыс. - специализировались на транспорте, 2.76 тыс. занимались вопросами сохранения окружающей среды. Для сравнения: международными отношениями занимались 1.123 компаний, отставанием интересов коренных народов Америки - 880, вопросами иммиграции - 825.
В 2005 году исследовательский центр Center for Public Integrity опубликовал доклад о лоббизме в США - это последние доступные данные. По данным доклада, в 2003 году в США на оплату деятельности лоббистов было потрачено почти $2.4 млрд., в 2004 году - уже около $3 млрд. Это вдвое больше объема пожертвований, собранных на финансирование избирательных кампаний. Впрочем, по существующим правилам, лоббистские фирмы не обязаны указывать в отчетах заказы с бюджетом менее $20 тыс., поэтому реальные затраты на лоббизм в США могут быть гораздо выше. Кроме того, лоббисты не обязаны указывать оплату за проведение ими исследовательских работ и оказание консалтинговых услуг.
Лоббисты также не отличаются аккуратностью. За период с 1998 по 2004 год каждая пятая из зарегистрированных лоббистских фирм не предоставила контролирующим органам все требуемые документы. В число нарушителей вошли 49 из 50 крупнейших лоббистских компаний. Около 300 агентств, компаний и частных лиц занимались лоббированием, не пройдя официальной регистрации.
Крупнейшими заказчиками выступали следующие структуры (все данные за период 1998-2004 годы округлены в сторону уменьшения): организация Торговая Палата США\Chamber of Commerce for the USA - расходы на лоббизм составили $204.6 млн., компания Altria Group (материнская структура таких фирм, как Kraft Foods и Philip Morris) - $101.2 млн., корпорация General Electric - $94.1 млн., Американская Медицинская Ассоциация\American Medical Association - $92.5 млн., одна из крупнейших компаний военно-промышленного комплекса Northrop Grumman - $83.4 млн.
Лоббисты прежде всего стараются влиять на нижнюю палату Конгресса США - Палату Представителей\House of Representatives. Подобным занимаются 17.3 тыс. компаний. Верхняя палата Сенат\US Senate - на втором месте по степени приложения сил - 17.2 тыс. компаний. Далее в списке - структуры исполнительной ветви власти - Министерство Обороны\Department of Defense - 2.8 тыс., Министерство Здравоохранения\Department of Health - 2.4 тыс. и Министерство Торговли\Department of Commerce - 2.3 тыс. Для сравнения, на канцелярию Президента США влияют 3.9 тыс. лоббистских фирм.
Лоббисты часто занимаются сбором средств для различных избирательных компаний. К примеру, 52 известных лоббиста (в том числе и Джек Абрамофф) активно собирали средства на избирательные кампании президента Джорджа Буша.
Значительную часть средств на избирательные кампании в США жертвуют общественные организации. Их обычно называют "группами особых интересов"\special interest groups, это формальные или неформальные группы людей или организаций, объединенных одной идеей. Они, в свою очередь, имеют право формировать "комитеты политических действий"\political actions committee (обычно используется аббревиатура PAC), чтобы получить возможность легально собирать и жертвовать деньги на политические и избирательные кампании. Физические лица могут жертвовать этим комитетам не более $5 тыс. Пожертвование может быть большим, если PAC образован несколькими группами общественных интересов. Сами комитеты могут жертвовать не более $5 тыс. на поддержку избирательной кампании отдельного кандидата и не более $15 тыс. на поддержку политических партий. Последние десятилетия средства PAC являются одним из главных источников финансирования американских конгрессменов. За последние годы около 870 лоббистов работали в подобных комитетах в качестве финансистов, ответственных за сбор пожертвований.
За последние 6 лет 80 конгрессменов нанимали лоббистов в качестве финансовых распорядителей своих избирательных кампаний. Лоббисты также работали в избирательных штабах и на президентских выборах.
В последние годы часто стал применяться новый метод влияния: лоббисты используют возможности некоммерческих организаций (НКО), которые, например, выступают в качестве спонсоров поездок конгрессменов и сенаторов. К примеру, Джек Абрамофф организовал поездку влиятельного конгрессмена Тома ДеЛэйя\Tom DeLay в Шотландию и Англию c помощью руководимой им (Абрамоффым) некоммерческой структуры Национальный Центр Исследований Общественной Политики\National Center for Public Policy Research. Согласно действующим правилам, лоббист не имеет права любым образом компенсировать некоммерческой организации подобные расходы (например, затраты на вояж конгрессмена). Однако лоббист имеет право осуществить пожертвование в фонд НКО, а также имеет право убеждать своих клиентов делать подобные пожертвования. В свою очередь, НКО не обязаны называть имена своих спонсоров.
Опросы общественного мнения показывают, что жители США весьма критично оценивают ситуацию с коррупцией в высших эшелонах власти. К примеру, опрос Pew Research Center for the People & the Press показал, что 81% американцев убеждены, что подкуп конгрессменов - широко распространенное явление. 41% считают, что и их избранник принимает взятки от лоббистов. 60% уверены, что политическая коррупция - отнюдь не новое явление.
По данным опроса, проведенного газетой Washington Post и телекомпанией ABC, 43% американцев считают, что за годы правления Джорджа Буша уровень честности в высших эшелонах власти понизился. (18% придерживаются мнения, что власть стала более честной, а 36% - что ситуация не изменилась). 55% убеждены, что "дело Абрамоффа" - не случайный инцидент, а лишь верхушка айсберга.
Ребекка Херрик\Rebekah L. Herrick, профессор политологии из Университета штата Оклахома\Oklahoma State University провела уникальное исследование о нарушении законов и этических правил в Конгрессе США. Она изложила свои выводы в книге "Более Этичный Представитель"\Fashioning The More Ethical Representative: The Impact of Ethics Reforms in the U.S. House of Representatives. Херрик создала портрет типичного конгрессмена, обвиненного в нарушении этических норм Конгресса с 1976 по 2000 год. Выяснилось, что наиболее часто обвинялись в коррупции и подобных нарушениях конгрессмены, которые представляли избирательные округа, в которых проживает мало образованных людей. Они обвинялись в нарушении этических норм в 6 раз чаще, чем представители более образованных округов. Автор подчеркивает, что скорее всего, ситуация такова не из-за того, что образованные люди обладают более развитыми нравственными стандартами. Херрик выдвигает следующую версию: законодатели из округов, жители которых реже читают газеты и следят за политикой, могут себе позволить чаще нарушать законы и правила, потому что их избиратели не обращают на подобные шалости особого внимания и быстро забывают о них. Вторая закономерность. Высокопоставленные конгрессмены (например, главы комитетов) в два раза чаще обвинялись в нарушении этических норм, чем рядовые законодатели. Однако против "генералов Конгресса" санкции применяются реже. Третья закономерность. Нормы и правила чаще нарушают представители партии, обладающей большинством в Конгрессе. Это объясняется тем, что парламентское большинство имеет больше возможностей влиять на законодательный процесс. Кроме того, очень часто закон нарушали конгрессмены, относящиеся к "мэйнстриму" правящей партии, то есть, редко или никогда не отклоняющиеся от ее генеральной линии. Херрик считает, что для подобных людей партийная лояльность значит больше, чем закон и порядочность. Четвертая закономерность. Реже всего нарушали нормы и правила богатые конгрессмены, а также законодатели, которые намеревались делать политическую карьеру.
В Конгрессе обсуждаются различные предложения, направленные на реформу системы лоббирования. В частности, обсуждается более строгая система раскрытия содержания контрактов, заключенных между конгрессменами и лоббистами. Законодателей могут обязать показывать все связи с общественными организациями. Предлагается запретить оплату поездок конгрессменов и сенаторов частными группами и участие их в обедах, оплаченных лоббистами. Лоббисты, возможно, будут обязаны официально отчитываться о своей деятельности не два раза в год, а четыре. Законодателям и их ближайшим помощникам могут запретить занимать должности в лоббистских фирмах. Возможно будет полностью запрещена практика одаривания конгрессменов лоббистами и т.п.