Вопрос об отношении государства и общества к нелегальным иммигрантам крайне сложен и однозначного ответа на него, судя по всему, пока не существует. Причина этого заключается, в частности, в том, что до сих пор неясно - какое влияние оказывают нелегалы на приютившую их страну.
Опрос, проведенный телекомпанией Fox, показал, что 87% американцев убеждены, что нелегальные иммигранты опустошают социальные бюджеты США; 75% считают, что нелегалы способствуют ухудшению криминогенной обстановки; 73% считают необходимым серьезно наказывать работодателей, предоставляющих работу нелегалам; 66% уверены, что нелегальные иммигранты могут стать причиной терроризма; столько же думают, что нелегалы отбирают работу у граждан США; 57% верят, что нелегалы более привержены своим родным странам, а не США, а 49% придерживаются мнения, что дети нелегальных иммигрантов не должны автоматически приобретать гражданство США (ныне любой ребенок, родившийся на территории США автоматически получает американское гражданство - Washington ProFile). Схожие результаты дали и иные опросы, например проведенные журналом Time и службой Gallup.
Работа
По данным Министерства Торговли США\Department of Commerce, ежегодно экономика США создает около 500 тыс. рабочих мест, не требующих высокой квалификации. Однако США выдают ежегодно не более 5 тыс. рабочих виз, предпочитая привлекать в страну высокообразованных специалистов. Образовавшийся вакуум и заполняют нелегалы, которые, в подавляющем большинстве своем - имеют низкий уровень образования.
Принято считать, что нелегальные иммигранты, как правило, соглашаются занимать рабочие места, на которые не соглашаются или из-за недостатка квалификации не могут претендовать местные жители. Иммигранты довольствуются меньшей платой за работу (по данным Центра Иммиграционных Исследований\Center for Immigration Studies, среднестатистический нелегал-мексиканец получает в 10 раз меньше, чем его "легальный" коллега, обладающий равной квалификацией), практически никогда не нарушают правил поведения на рабочем месте. Кроме того, нелегалы не претендуют на достойные условия труда и соглашаются выполнять самые тяжелые и грязные работы. Они выходят на работу даже тогда, когда больны и практически никогда не протестуют против произвола работодателя.
Работодатель также значительно экономит на налогах и отчислениях в социальные фонды. Продолжительность рабочей недели нелегала, как правило, в 1.5 -2 раза больше, чем у легального сотрудника. Это позволяет местным производителям снижать себестоимость производства товаров и услуг, что позволяет им успешно конкурировать. По данным отчета Центра по Исследованиям Рынка Труда\Center for Labor Market Studies, если бы не было иммигрантов, то в США отсутствовала бы рабочая сила в возрасте до 35 лет, так как ныне американское общество постепенно стареет.
По оценкам Pew Research Center, ныне на различных работах в США занято около 7.2 млн. нелегальных иммигрантов, которые составляют примерно 4.9% от общего числа работающих жителей США (то есть, каждый двадцатый работающий американец - нелегал). В некоторых сферах деятельности доля участия нелегалов еще больше. В частности, в сельском хозяйстве нелегалы занимают каждое четвертое рабочее место, в сфере уборки - 17% (дворники, уборка офисов, гостиниц, квартир и пр.), в сфере строительства - 14%, в сфере пищевой промышленности и общественного питания - 12%. Примерно половина нелегалов занята на временных работах. Именно поэтому бизнесмены, ведущие дела в этих сферах экономики, наиболее позитивно склонны оценивать роль нелегалов. К примеру, многие фермеры утверждают, что без помощи нелегалов им было бы трудно, если вообще возможно, собирать урожай.
Однако есть сторонники и иной точки зрения. К примеру, Питер Капелли\Peter Capelli, профессор известной бизнес-школы Warton, опубликовал результаты масштабного исследования, которое показало, что нелегалы занимают рабочие места не потому, что не существует американцев, желающих получить эту работу. По его мнению, работодатели, нанимающие нелегалов, предпочитают решать проблемы наиболее удобным путем: то есть, они не создают условий, которые были бы привлекательны для коренных жителей страны. Это создает опасный прецедент и негативно отражается на интересах всех работающих, вне зависимости от их гражданства и визового статуса. Джордж Борхас\George Borjas, профессор Гарвардского Университета\Harvard University в 2003 году опубликовал в журнале Quarterly Journal of Economics статью с результатами своих исследований о влияния иммиграции на заработки работающих американцев. Он сделал вывод, что нашествие нелегалов уменьшает зарплаты коренных жителей страны на 4%. В свою очередь, по данным американского экономиста Эрика Шлоссера\Eric Schlosser, труд нелегальных работников ежегодно приносит $50 каждой американской семье.
Второй негативный аспект найма на работу нелегалов - перевод части экономики в "тень". К примеру, в 2002 году общественная организация Economic Roundtable провела специальное исследование, которое показало, что только в Калифорнии предприниматели ежегодно недоплачивают налогов на $1.5 млрд., поскольку расплачиваются с нелегалами наличными, не декларируя эти платежи. Более того, подобные предприниматели неизбежно начинают бороться с искушением перевести и остальных своих работников на аналогичный режим оплаты. Таким образом, теряют средства пенсионеры, медицинские и образовательные фонды, а в сфере бизнеса закрепляется подобная практика. Кроме того, "черный рынок" нелегальной рабочей силы вызывает цепную реакцию мошенничеств - ими занимаются юридические компании, предоставляющие визовое прикрытие для нелегалов; компании, которые нанимают нелегалов на работу в качестве контракторов (подрядчиков) и "перепродают" их другим фирмам (иногда в цепочку перепродажи входит несколько десятков подобных структур) и т.д.
Общество
Нелегалы, как правило, не пользуются льготами, которые предлагает американское государство своим гражданам и легальным переселенцам. К примеру, они не получают пенсий. Однако это относится не ко всем нелегалам. По данным Pew Research Center, полученным в результате масштабного опроса нелегалов, 66% из них проживают на территории США 5-10 лет. В семьях, созданных нелегалами, появилось на свет, как минимум, 1.8 млн. детей, плюс еще 3.1 млн. детей родилось в семьях, где один из супругов не имеет права постоянного пребывания в США. По данным Института Урбанистики\Urban Institute, 26% детей иммигрантов, живущих в США, происходят из семей, где есть хотя бы один родитель-нелегал.
В 1982 году Верховный Суд США\Supreme Court постановил, что дети нелегалов имеют право на получение бесплатного школьного образования. Закон, принятый в 1994 году штатом Калифорния, запретил людям без документов, учиться в государственных учебных заведениях, получать доступ к бесплатному медицинскому обслуживанию и пр. В 1996 году был принят закон (носит название Закон о Реформе Незаконной Иммиграции и Иммиграционной Ответственности\Illegal Immigration Reform and Immigrant Responsibility Act), который запретил штатам США повышать плату за образование для детей нелегалов. В том же году Конгресс принял другой закон (Закон о Персональной Ответственности и Трудовых Возможностях\Personal Responsibility and Work Opportunity Reconciliation Act), который лишил иммигрантов (легальных и нелегальных) права на получение социального пособий, бесплатной медицинской страховки и прочих льгот, оплачиваемых федеральным бюджетом. Однако американское государство покрывает расходы на учебу, на медицинскую и иные виды помощи, которые получают дети и иные нетрудоспособные члены семей нелегалов.
Исследование, проведенное в 2002 году Национальной Академией Наук США\National Academy of Sciences показало, что доходы, которые получает экономика США за счет использования дешевого труда нелегалов, не покрывают этих расходов государства. В связи с этим возникают и иные проблемы. К примеру, нелегальные иммигранты, в большинстве своем оседают в некоторых штатах США, прежде всего, в Техасе и Калифорнии. Из-за этого, в местных школах появляется огромное количество учеников, которые не умеют говорить по-английски - они хуже учатся, менее склонны соблюдать дисциплину и пр. Это негативно влияет на образование иных детей, поскольку учителя вынуждены тратить больше сил и времени на работу с детьми иммигрантов. Школы в США, как правило, содержатся за счет местных бюджетов, которые не получают налоговых отчислений от нелегалов (те не платят налогов). В 1997 году Национальный Исследовательский National Research Council опубликовал доклад, в котором доказывалось, что выпускники американских школ, где непропорционально высока доля учащихся-нелегалов, как правило, получают худшее образование (например, реже поступают в университеты) и меньше зарабатывают.
Исследование, проведенное Организацией Экономического Сотрудничества и Развития\OECD в 17 государствах и территориях мира (в том числе, в США и России), показало, что дети иммигрантов, учащиеся в школах своей новой родины, заметно отстают от местных школьников в сфере математики. Практически во всех странах, входящих в Организацию, 20-30% детей иммигрантов не способны успешно применять математические знания в повседневной жизни. В то же время, они жаждут учиться - то есть, виноваты школы, не способные дать этим детям необходимый объем знаний. При подготовке этого исследования были оценены знания 15-ти летних школьников. Среднестатистический школьник коренной национальности набрал 523 балла, его ровесник из семьи иммигрантов первом поколении - 475. Для США эти показатели равны, соответственно, 490 и 453, для России - 472 и 452.
Преступность
Нелегалы априори являются нарушителями закона, поскольку пересекли государственную границу или остались жить в США, не имея на то соответствующего разрешения. Однако специалисты в области юриспруденции придерживаются полярных мнений о том, возможно ли считать нелегальных иммигрантов преступниками. Дело в том, что многие нелегалы бегут в США и иные "богатые" страны мира, буквально спасаясь от голода, преследований и т.д. Некоторые нелегалы являются жертвами банд торговцев людьми.
По данным Бюро Юридической Статистики США\Bureau of Justice Statistics за 2005 год, иммигранты (как легальные, так и нелегальные) составляют 29% заключенных в федеральных тюрьмах США (тюрьмы в Соединенных Штатах могут иметь различную юрисдикцию - есть также тюрьмы штатов, по которым есть иная статистика - Washington ProFile). Организация Федерация за Американскую Иммиграционную Реформу\Federation for American Immigration в 2003 году провела исследование, которое показало, что в городах США, где доля иммигрантов в населении высока, преступность в два раза выше, чем в городах, где иммигрантов мало (впрочем, иммигранты, как правило, селятся в крупных городах, где уровень преступности традиционно выше, чем в мелких - Washington ProFile).
В перечень десяти наиболее разыскиваемых преступников, ФБР\FBI ныне включает четырех иностранцев - один из них Усама Бен Ладен, трое остальных - уроженцы Мексики, нелегально переехавшие в США. Нелегальные иммигранты часто становятся костяком различных банд (данные исследования Pacific Research Institute), составляя до 60-70% их членов. Нелегальный статус, как таковой, не является причиной участия нелегалов в преступной деятельности. Однако в случае с нелегалами, государственные органы не в состоянии предотвратить въезд профессиональных преступников в страну (например, отказав им в предоставлении визы). "Иммиграционный криминалитет", как правило, на первом этапе развития осложняет жизнь бизнесов, основанных преуспевшими членами их общины, а впоследствии начинает действовать, не обращая внимания на этнические границы. Подобный путь развития проходили абсолютно все организованные преступные группировки, в частности, итальянская мафия.
Безопасность
В США давно ведутся дебаты о том, как ввести миграцию иностранцев в США в определенные рамки. Эти споры приобрели особую остроту после терактов 11 сентября 2001 года - расследование показало, часть террористов находилась на территории США незаконно. Центр Исследований Иммиграции\Center for Immigration Studies проанализировал истории 94 осужденных в США иностранных (то есть, изначально не имевших гражданства США) террористов, которые были арестованы и осуждены в период с 1999-го по 2004 год. Статистика оказалась весьма показательной. Как оказалось, в подавляющем большинстве случаев террористы нарушали закон, чтобы получить право на въезд в США. Подобные нарушения допустили 59 из 94 террористов, причем большая часть из них закон нарушала многократно - как правило, террористы откровенно лгали американским чиновникам. Семеро террористов пользовались поддельными документами. В 17-ти случаях по прибытии в США террористы заявляли об утрате документов и обращались с просьбой о предоставлении политического убежища. 23 террориста получили право на постоянное жительство в США, причем 16 из них - с помощью женитьбы на американках (как минимум, в 9-ти случаях этот брак был фиктивным). 20 террористов в результате получили гражданство США. На протяжении последних нескольких лет, было неоднократно установлено, что нелегалы - то есть люди, априори являющиеся нарушителями закона - работали на таких особо охраняемых объектах, как АЭС и аэропорты. Кроме того, нелегальную иммиграцию традиционно связывают с такими явлениями, как незаконная торговля оружием, наркотиками, людьми и пр.
В свою очередь, сторонники массовой амнистии нелегалов утверждают, что подавляющее большинство этих людей прибыли в США не для того, чтобы совершать теракты, а для того, чтобы спокойно работать и жить. Многие эксперты отмечают, что террористы крайне редко вербуют нелегалов: причина этого достаточно проста - нелегалы не имеют доступа к ценой информации, они более уязвимы и могут быть легко лишены свободы и депортированы.