США основали глубоко верующие люди: пуритане, прибывшие на территорию Америки на знаменитом корабле Mayflower, бежали из Англии в поисках, прежде всего, религиозной свободы. В результате, в совершенно светском документе - "Декларации Независимости" США - было единожды упомянуто Божественное Провидение и дважды Перст Божий, президенты США доныне клянутся на Библии, а на американских деньгах имеется надпись "Мы верим в Бога". Тем не менее, с момента создания США превратились в одну из наиболее терпимых стран мира.
Некогда основатели США пришли к мысли о том, что поддержка какой-либо религии государством повредит самому государству. Враждебные чувства, которые люди могут питать к другим религиям, превратятся в политическую ненависть, и это поставит под угрозу выживание всей государственной системы. С другой стороны, несколько мощных религиозных групп считали, что наделение религии государственной властью повредит религии, поскольку это может привести к применению государственных санкций против тех "неправильных" культов или же это ограничило бы свободу вероисповедания других американцев. В результате, свобода вероисповедания считается самой первой (то есть, наиболее главной) свободой, которой обладают американцы. Первая Поправка к Конституции США гласит, что Конгресс\US Congress не может издавать законы, которые устанавливают религию или ограничивают свободу вероисповедания.
В отличии от многих других стран мира, государственные агентства не изучают религиозные предпочтения жителей США, поэтому данные о численности адептов той или иной веры собираются в результате опросов. Эти данные весьма различаются, однако показывают более-менее определенную картину. К примеру, доля христиан в населении США колеблется от 78% (последние доступные данные American Religious Identification Survey за 2001год) до 84% (данные The Pew Forum on Religion & Public Life за 2002 год). Также различаются и оценки численности иных конфессий. Число иудеев обычно определяют в 1.1% -1.4% от населения страны, мусульман - в 0.4% - 1%, буддистов - в 0.3% - 05%, индуистов - в 0.2 - 04%. Около 11%-13% американцев относят себя к "секуляристам", то есть они верят в Бога, однако не принадлежат к определенной конфессии. Статистика учитывает и атеистов, которых среди американцев около 0.5%. Точное количество религиозных культов, которые исповедуют американцы, также неизвестно. Эксперты обычно говорят о, примерно, 3 тысячах религиозных номинаций. Считается, что в США насчитывается более 250 тыс. храмов и молелен - точное их количество также неизвестно.
Диана Эк\Diana Eck, автор книги "Новая Религиозная Америка"\A New Religious America, считает, что процессы, произошедшие в США на протяжении последнего столетия, не имели аналогов в мировой истории. Ни одна страна мира на протяжении нескольких десятилетий не превращалась из преимущественно христианского государства в страну, где представлены практически все религиозные культы, существующие в мире. Количественные изменения в численности тех или иных религиозных общин происходят не столько благодаря миссионерской деятельности, сколько в результате массовой эмиграции (данные Хелен Эбо\Helen Rose Ebaugh и Джанет Зальцман\Janet Saltzman опубликованы в книге "Религия и Новые Иммигранты"\Religion and The New Immigrants). К примеру, в последнее десятилетие на волне массовой эмиграции из Индии почти на 240% выросло число американских индуистов, хотя случаи обращения в индуизм американцев являются единичными. Аналогичное "пополнение" получали американские буддисты, бахаисты, сикхи и мусульмане.
По мнению религиоведа Уильяма Питерса\William Peters, религия в США движется в сторону еще большей дифференциации. Кроме роста адептов экзотических для США - восточных или азиатских религий - отмечается все большее разнообразие внутри уже сформировавшихся конфессий. Питерс пишет, что южные баптисты переживают, по-видимому, процесс разделения на две отдельные конфессии. Американские иудеи разделены на 4-5 различных традиции или конфессий. Поэтому становится все менее вероятным, что какая-то одна конфессия начнет доминировать в США.
Процесс разделения имеющихся церквей не является чем-то принципиально новым для США. Свой "раскол" в 1830-1850-е годы пережили мощные общины методистов, пресвитерианцев и баптистов. В 1837 пресвитерианцы распались на "Новую Школу" и "Старую Школу". В 1844 году Методистская церковь ( в ту пору крупнейшая религиозная организация США) разделилась на Южную и Северную, а баптисты - на Южных и Северных. Главной причиной раскола было отношение к институту рабства: "Новые" и "Северные" номинации объединили сторонников отмены рабовладения, "Старые" и "Южные" - противников. После Гражданской войны (1860-е годы) данный спор утратил свое значение. Однако процесс воссоединения шел долго: методисты вновь соединились в 1939 году, пресвитерианцы - в 1983, а южные и северные баптисты доселе продолжают действовать независимо друг от друга.
Протестантские церкви часто делятся на церкви "основного направления" и "евангелические". К евангелическим церквам относятся те, чьи культы предполагают ведение активной миссионерской политики - как в США, так и за рубежом, они менее иерархичны и более склонны к буквальному толкованию Священного писания и установлению "личных" отношений с Богом. Церкви "основного направления" более традиционны, в меньшей степени направлены на привлечение новых последователей, могут иметь более "определенную" структуру религиозных лидеров и, в целом, доля их последователей в общем числе протестантов США уменьшается.
По данным журнала US News & World Report, американцы ныне весьма терпимы к иным верованиям: к примеру, 77% христиан убеждены, что в каждой религии есть элементы истины. Три четверти христиан утверждают, что разнообразие религиозной карты Америки является источником силы и жизнеспособности религиозной веры каждого жителя США. При этом, толерантность основана не на знании религиозных догматов иных конфессий, а скорее на государственных традициях страны (США стали одной из первых стран мира, где равенство и свобода вероисповедания всех религий была заложена в Конституцию). Причем на толерантность американцев не особо влияют такие события, как теракты 11 сентября 2001 года. Несмотря на то, что в стране был отмечен всплеск исламофобии, его масштабы были весьма умеренными, и буквально за несколько лет отношение американцев к Исламу и мусульманам вернулось к показателям, фиксировавшимся до атак на Нью-Йорк и Вашингтон.
По мнению Питера Уильямса\Peter W. Williams, автора книги "Религии Америки"\America's Religions: From the Origins to the 21st Century), многие американские христиане, относящиеся к наиболее многочисленными номинациям, даже никогда не беседовали с адептами иных религий. К примеру, примерно половина американских протестантов никогда не встречалась с иудеями. Одна из причин этого - "географический" характер распространения религий. Если в крупных городах представлены многие конфессии, вынужденные сосуществовать бок о бок, то в сельской местности существует довольно четкое разделение. К примеру, католики особо многочисленны на северо-западе США (где некогда оседали ирландские, польские и итальянские иммигранты) и на юго-востоке (там активно селятся выходцы из Латинской Америки). Лютеране, методисты, пресвитериане особо многочисленны на Среднем Западе - причем, в этом регионе существуют своеобразные религиозные анклавы. Баптисты составляют большинство в штатах Западная Вирджиния и Арканзас. Мормоны - в штате Юта (этот штат, фактически был создан ими) и т. д.
Впрочем, иногда система религиозной терпимости давала сбои. Одним из наиболее ярких примеров этого была неспособность американцев европейского происхождения понять и признать уникальность и важность религиозной практики индейцев. Другим, более широко признаваемым примером, было отношение к мормонам. Религиозная нетерпимость стала причиной их изгнания из восточных штатов страны, после чего мормоны нашли приют в штате Юта. Лишь в 1960-е годы американское общество признало, что свобода совести предполагает также свободу не исповедовать никакой религии или быть атеистом.