Республиканская Администрация США ныне вынуждена работать с Конгрессом\US Congress, большинство в котором составляют представители конкурирующей партии - Демократической. Это вносит корректировки в то, каким образом США будут действовать в Ираке.
За период с 1798 по 2006 годы США применяли военную силу за рубежом 238 раз. Однако США никогда не атаковали другую страну, если они сами, их граждане или их интересы не подвергались нападению. За последние два века Конгресс США семь раз обсуждал возможность объявления войны - в 1812 году (против Великобритании), в 1846 году (против Мексики), в 1898 году (против Испании), в 1917 году (против Германии), в 1941 году (против Японии, Германии и Италии), в 1964 году (против Вьетнама) и в 1991 году (против Ирака). Четырежды Конгресс официально объявлял войну - в последний раз это произошло в 1941 году.
Конституция США регулирует права президента США в области внешней политики. Законодатели США принимают решения об использовании военной силы, а также наблюдают за соблюдением правил и обычаев войны. Долгое время в США продолжались споры, кто должен принять решение о применении военной силы. Ныне действует следующая формула: Президент США имеет право самостоятельно отдавать приказ о применении военной силы, но должен выступить с отчетом перед законодателями в течение 48 часов после отдания приказа о переброске войск. Если военная операция продолжается более 60-ти дней, президент обязан получить разрешение Конгресса на ее продолжение.
Конгресс США более 60-ти лет формально не объявлял войны. Однако он, например, разрешил использовать военную силу во Вьетнаме. Начиная со Второй мировой войны, при проведении крупных военных операций президент США либо получал разрешение Конгресса на применение вооруженных сил против других государств, либо руководил военными акциями за рубежом по своей собственной инициативе в поддержку международных операций (например, проводимых ООН) или взаимных договоренностей по обеспечению безопасности (например, в рамках НАТО). Примеры подобных акций включают в себя участие в Корейской войне, войне в Персидском заливе в 1990 - 1991 годах, а также операции в Боснии и Косове в 1990-х годах. После терактов 11 сентября 2001 года Конгресс уполномочил президента при необходимости использовать военную силу против государств, организаций или личностей, которые связаны с планированием, управлением, участием, оказанием помощи и предоставлением убежища террористам.
Есть несколько причин, по которым Конгресс США ныне воздерживается от формального объявления войны. По одной версии, акт объявления войны является политическим анахронизмом. Современные военные конфликты настолько изменчивы, возникают столь внезапно, что объявление войны не играет никакой практической роли. Кроме того, в современных условиях враг часто бывает неизвестен. Немедленно после атак террористов на Нью-Йорк и Вашингтон Конгресс одобрил применение военной силы против организаторов террористической атаки на США, имена которых еще не были точно определены.
Существуют несколько базовых принципов, согласно которым США применяют военную силу. Первый принцип - самооборона. Этот принцип установлен международным законодательством, в частности, статья 51 Устава ООН разрешает государству-члену прибегать к индивидуальной или коллективной обороне, если он подвергся внешней агрессии. Второй принцип - право на превентивную самооборону, которая предусматривает возможность нанесения превентивного удара. Одним из поводов для этого может быть сочтена возможность применения против США и их союзников оружия массового уничтожения или начало террористических атак. В обоих случаях внезапный превентивный удар считается наиболее эффективным средством обороны. Во второй половине ХХ века США проводили превентивные военные удары, как минимум, дважды - в 1983 году против Гренады, в 1986 году - против Ливии. Третий принцип: лишь правительство США определяет, какова степень угрозы и каким образом США должны реагировать на нее. Это право не может быть передано каким-либо международным структурам (в том числе ООН) . Международные организации также не имеют возможности наложить "вето" в случае, если они выступают против применения США военной силы. Четвертый принцип - Президент США, как главнокомандующий вооруженными силами страны, имеет право отдать приказ вооруженным силам обеспечить безопасность страны.
Война с Ираком началась после того, как США обвинили режим Саддама Хусейна в нарушении ряда резолюций Совета Безопасности ООН, в частности, в создании оружия массового уничтожения. Подозрение о наличии у Ирака оружия массового уничтожения (эти гипотезы не нашли подтверждения) и отказ Ирака от сотрудничества с международным сообществом стали формальным поводом для начала военных действий. Администрация США утверждала, что Ирак представляет непосредственную угрозу для США, и поэтому Соединенные Штаты вправе нанести превентивный удар.
В октябре 2002 года Сенат\US Senate и Палата Представителей\House of Representatives разрешили президенту Джорджу Бушу\George Bush использовать военную силу против Ирака. Тогда Джордж Буш заявил, что, если речь действительно зайдет о начале войны, то перед началом военных действий он снова проинформирует Конгресс. Любопытно, что это была уже третья резолюция Конгресса по Ираку. В 1991 году Конгресс одобрил применение военной силы для освобождения Кувейта. В 1998 году Конгресс уже разрешал президенту США использовать военную силу против Ирака в случае, если Президент получит доказательства того, что Ирак не отказался от идеи создать оружие массового уничтожения.
В октябре 2002 года в поддержку войны с Ираком высказались 296 конгрессменов и 77 сенаторов. Против - 133 конгрессмена и 23 сенатора. Тогда обе палаты американского парламента контролировали республиканцы, однако войну поддерживали представители и Республиканской, и Демократической партий. К примеру, "за" войну в Конгрессе высказались 215 республиканцев, 80 демократов и один независимый конгрессмен, "против" - 127 демократов и 6 республиканцев. В Сенате голоса распределились схожим образом: "за" 48 республиканцев и 29 демократов, "против" - 21 демократ, 1 республиканец и 1 независимый.
За это время в США трижды проходили парламентские выборы, а некоторые сенаторы и конгрессмены уходили из власти по иным причинам - из-за смерти, отставки, привлечения к уголовной ответственности и пр. В результате, в ноябре 2006 года республиканцы утратили контроль над обеими палатами Конгресса. Ныне в Палате Представителей примерно треть мест (140 из 435-ти) контролируют конгрессмены, которые не принимали участия в историческом "иракском" голосовании и формально не несут моральной ответственности за принятое тогда решение. В Сенате новичков - 18 (из 100). Таким образом, сторонники начала войны с Ираком в Палате Представителей (то есть, конгрессмены, которые подобным образом проголосовали в 2002 году) ныне составляют меньшинство, в Сенате номинальные сторонники войны сохраняют численное преимущество, которое, однако, не гарантирует того, что они будут и далее отстаивать необходимость пребывания войск США в Ираке.
Новая иракская стратегия Джорджа Буша рассчитана на разгром инсургентов и остановку гражданской войны. Конгрессу Буш пообещал создать совместную рабочую группу, которая будет на постоянной основе анализировать ситуацию в Ираке и предлагать новые варианты действий.
Ныне США, в частности, намереваются переложить большую долю ответственности на правительство Ирака. Усиление американской группировки преследует задачу установления контроля за Багдадом, где происходит львиная доля террористических атак, жертвами которых становится мирное население. США также настаивают на создании дополнительных частей иракской армии и полиции. В частности, число иракских дивизий должно вырасти с 10-ти до 13-ти, бригад с 36-ти до 41, батальонов - с 112 до 132-х. США намерены сделать ставку на увеличение количества американских инструкторов и советников. Военным и гражданским представителям США также будет дарована большая свобода действий, в частности, они будут обладать большими полномочиями в распределении помощи. США также призывали соседние арабские страны оказывать Ираку поддержку.
На сегодняшний момент большинство конгрессменов и сенаторов отказываются идти на шаги, которые могут кардинально повлиять на действия Администрации Буша в Ираке. Одна из причин этого заключается в отсутствии внятных альтернатив стратегии президента. Лишь немногие законодатели выступают за немедленный вывод войск из Ирака, остальные опасаются, что уход американских солдат может привести к разрушительным последствиям, в частности, к началу полномасштабной гражданской войны.
Опрос службы Gallup показал, что 23% жителей США считают, что только Джордж Буш имеет конкретную стратегию действий в Ираке. 16% считают, что подобной стратегией обладает только Конгресс, контролируемый демократами. 5% - что реальные планы такого рода есть и у исполнительной и у законодательной власти, а 50% - ни у кого.
46% американцев не испытывают ни малейшего доверия к способностям Джорджа Буша повлиять на ситуацию в Ираке (у 15% противоположное мнение). 68% считают, что в 2007 году ситуация в Ираке не улучшится.