Категории каталога
Каталог / Общество / Внутренняя политика / Президент-демократ и будущее экономики США

Президент-демократ и будущее экономики США

Традиционно для США на ранних стадиях избирательных кампаний политики старались говорить и обещать то, что симпатизировало людям, способных гарантированно за них проголосовать. После победы на выборах они были вынуждены пересматривать свои взгляды. Именно поэтому, предсказания о том, какую политику будут проводить те или иные политики, в случае успеха на выборах, как правило, не оправдываются. Однако некоторые черты будущей экономической политики нынешних демократических лидеров президентской гонки уже просматриваются.

Большинство исследователей отмечают, что кандидаты в президенты по ряду причин более напоминают "классических" президентов-демократов прошлых десятилетий, таких, как Линдон Джонсон\Lyndon Johnson и Джимми Картер\Jimmy Carter, а не более умеренного демократа "новой волны" Билла Клинтона\Bill Clinton.

Экономическая политика Демократической партии пока не имеет четких очертаний. На сегодняшний день ее пытаются сформулировать две группы экономистов. Лидером первой является Роберт Рубин\Robert Rubin, в эпоху Клинтона возглавлявший Министерство Финансов США\Department of Treasure. В составе исследовательского центра Brookings Institution Рубин создал "Проект Гамильтона"\Hamilton Project (назван по имени первого министра финансов США). Аналитики Hamilton Project призывают к увеличению бюджетного финансирования программ в сфере образования, здравоохранения, науки и инфраструктурного развития, сбалансированному бюджету и защите прав низкооплачиваемых рабочих.

Конкуренты команды Рубина - более 50-ти либеральных экономистов, связанных с другим исследовательским центром - Институтом Экономической Политики\Economic Policy Institute. Они также начали разрабатывать свою программу. Здесь также предполагается создание новых систем социальной защиты (большей частью, по европейскому образцу) и ужесточение защиты прав трудящихся. Основное их отличие от группы Рубина заключается в том, что если участники Hamilton Project верят в позитивное влияние свободного рынка, то их оппоненты настаивают на большем вторжении государства в сферу экономики. Обе группы экономистов-демократов ныне бомбардируют своими идеями политиков Демократической партии, что делает весьма возможным (подобное в США уже неоднократно происходило), что эти разработки станут основой экономической программы будущего президента США.

В любом случае, все фавориты Демократической партии в президентской гонке схожи в одном: они выступают за усиление роли государства в социальной сфере и экономике, за увеличение расходов на социальные программы, что подразумевает увеличение налогов. Фактически, это поворот на 180° от курса нынешнего президента-республиканца Джорджа Буша\George Bush. Этот вывод сделал ряд влиятельных общественных организаций, занимающихся защитой прав налогоплательщиков, бизнесменов и акционеров, которые анализируют прошлое и настоящее политиков.

Неполитическая организация "Граждане Против Неразумных Государственных Трат"\Citizens Against Government Waste существует с 1984 года и традиционно выступает за разумное планирование бюджета и улучшение качества работы госструктур. С 1989 года эта структура публикует рейтинги конгрессменов и сенаторов, оценивая, кто из них лучше защищал интересы налогоплательщиков (анализируются результаты голосований по соответствующим законопроектам). Традиционно "Граждане Против Неразумных Государственных Трат" ставят более высокие оценки республиканцам, чем демократам, однако у этого правила есть многочисленные исключения. Нынешние кандидаты в президенты США от Демократической партии, которые имели или имеют опыт законодательной работы, оценены крайне невысоко. Средний рейтинг сенатора Хиллари Клинтон\Hillary Clinton, ныне имеющей наибольше шансы стать кандидатом в президенты от демократов, составляет лишь 17% (среднестатистический рейтинг - 43%). Такой же результат показали действующие сенаторы Джо Байден\Joe Biden и Кристофер Додд\Christopher Dodd - однако они пока не входят в число фаворитов. Другой лидер опросов - сенатор Барак Обама\Barak Obama получил лишь 13%. Столько же набрал за годы своей работы в Сенате Джон Эвардс\John Edwards, на прошлых выборах претендовавший на пост вице-президента США, а ныне занимающий третье место среди демократических кандидатов в президенты.

Коммерческая Палата США\US Chamber of Commerce - крупнейшая в мире общественная организация предпринимателей (и, по данным Центра за Ответственность в Политике\Center for Responsive Politics, на протяжении последнего десятилетия - крупнейшая по размерам расходов лоббистская структура США). Коммерческая Палата США была основана в 1912 году и ныне объединяет более 3 млн. бизнес-структур, включая сотни различных бизнес-ассоциаций. Ежегодно Палата публикует доклад "Как Они Голосовали"\How They Voted, в котором анализируются результаты голосований сенаторов и конгрессменов по вопросам, имеющим отношение к предпринимательству. Специалисты, анализировавшие эти доклады, не обнаружили в них "партийных" предпочтений - и демократы, и республиканцы периодически получали как высокие, так и низкие оценки. В 2005 году (последний доступный рейтинг) наивысшим результатом был 100%, наименьшим - 17%. В этом рейтинге кандидаты-демократы получили оценки ниже средних: Клинтон - 35%, Обама и Додд - по 39%, Байден - 44%. Результат Эдвардса, показанный в 2004 году (последний год его пребывания в Сенате) - 33%.

Национальный Союз Налогоплательщиков\The National Taxpayers Union выступает за ограничение размеров государственного аппарата и объемов государственных трат, а также за снижение налогов. Он также оценивает работу сенаторов и конгрессменов по тому, как те голосовали за законопроекты, способные повлиять на эти аспекты жизни США. Эта структура существует с 1969 года и также не имеет партийной "привязки". Здесь рейтинги демократов также крайне не высоки: Хиллари Клинтон набрала 17% (максимум - 100%), Обама - 16%, Байден - 11%, Додд - 10%. Для сравнения, политики, пытающиеся стать кандидатами Республиканской партии на предстоящих выборах, имеют намного более высокие показатели: сенатор Джон МакКейн\John McCain - 88%, экс-сенатор (оценивалась его работа в 2002 году), юрист и, что необычно для американского политика, успешный актер, Фред Томпсон\Fred Thompson  - 73% и т.д.

Ассоциация Американских Акционеров\American Shareholders Association, занимающаяся защитой интересов владельцев акций и корпоративных ценных бумаг (более 50% американцев в 2005 году обладали подобными активами) рейтингует конгрессменов и сенаторов, оценивая, как они защищали интересы акционеров. Традиционно республиканцы получают несколько более высокие баллы. Здесь кандидаты в президенты от Демократической партии также набрали немного очков: лидером стал Байден (30%), у Клинтон и Додда - по 10%. Барак Обама в рейтинге не присутствовал.

Таким образом, существует высокая вероятность того, что если кто-то из этих кандидатов в 2008 году станет президентом США, то американский бизнес и состоятельных налогоплательщиков ждут малоприятные сюрпризы. Высока вероятность того, что будут повышены налоги. К примеру, в эпоху президента Картера (работал в Белом Доме с 1977 по 1981 год) высшая ставка подоходного налога составляла 70%, при Клинтоне она была уменьшена почти вдвое (Джордж Буш еще более облегчил налоговое бремя).

Высока вероятность большего вмешательства американского государства в сферу экономики. Администрация Малого Бизнеса США\Small Business Administration в 2005 году опубликовала доклад, что стоимость госрегулирования составляет $1.1 трлн. в год или $10 172 на американскую семью. Усиление позиций государства в экономике традиционно приводит к бегству бизнеса. Так произошло, например, когда в 2002 году был принят Закон Сарбанеса-Оксли\Sarbanes-Oxley Act. Причиной его появления была волна корпоративных скандалов в США - многие крупные фирмы были уличены в жонглировании финансовой отчетностью, фальсификации документов, приписках, проведении странных сделок и пр. Закон установил более жесткие правила государственного контроля за финансовой отчетностью компаний. Недавно консалтинговая фирма McKinsey & Co пришла к выводу, что этот закон чрезмерно усложняет правила ведения бизнеса, в результате чего Нью-Йорк может в скором будущем утратить статус финансовой столицы мира.

Президент-демократ также может значительно увеличить бюджетные расходы США. Примером является бюджет США на 2007 год. Сенаторы и конгрессмены от Демократической партии раскритиковали ряд бюджетных предложений Администрации Буша (особенно военный бюджет), но, одновременно выделили намного больше денег на различные социальные и экологические программы, а также на поддержку ФБР\FBI. По оценкам консервативного Института Американского Предпринимательства\American Enterprise Institute, демократы, традиционно критиковавшие республиканцев, за увеличение госрасходов, получив власть (с 2007 года им принадлежит большинство в Палате Представителей\House of Representatives и Сенате США\US Senate) сами пошли по этому пути. 

Кроме того, подобные шаги могут привести к увеличению государственного долга США (оценка исследовательского Cato Institute). Здесь есть ряд исторических аналогий: при президентах-республиканцах Рональде Рейгане\Ronald Reagan и нынешнем хозяине Белого Дома бюджет также вырос, а при демократе Билле Клинтоне, наоборот, превратился в профицит. Ныне примерно 40% бюджета США идет на различные "защищенные" социальные программы - пенсии, медицинскую помощь и пр. Демократы предлагают увеличить ассигнования на эти цели, что, теоретически, может сделать дефицит хроническим.

Материал предоставлен: Washington ProFile

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru