Категории каталога
Каталог / Общество / Внутренняя политика / Религиозная политика

Религиозная политика

США имеют давнюю традицию отделения церкви от государства. В то же время американская политика и религия остаются тесно связаны друг с другом.

Ной Фелдман\Noah Feldman, автор книги "Разделенные Богом: Проблема Взаимоотношений Между Американским Государством и Церковью"\Divided by God: America's Church-State Problem and What We Should Do about It, отмечает, что мало какая из проблем в наши дни так разделяет американцев, как взаимоотношения между государством и религией. В этом, как и во многом другом, американское общество делится на два лагеря. Сторонники одной позиции полагают, что в основе политических решений должны лежать моральные ценности, имеющие религиозную основу. Другие относят религию к сфере частной жизни и не признают за ней законной политической роли в современном демократическом обществе. Этот идейный конфликт проявляет себя в спорах о допустимости абортов, однополых браков и медицинских экспериментов с эмбриональными стволовыми клетками, о преподавании теории эволюции, о присутствии религиозной символики в государственных учреждениях, о казенном финансировании частных религиозных школ и о множестве других острых вопросов. Эти дискуссии отличаются большим накалом, и противоборствующие стороны не проявляют готовности к поиску компромиссов.

Влияние религиозных кругов особенно заметно в избирательном процессе. Дело в том, что религиозность американских избирателей оказывает прямое влияние на то, как они проголосуют. Многие исследования показывают, что если житель США принадлежит к определенной религиозной структуре и часто посещает церковь, то результаты его волеизъявления на президентских выборах легче спрогнозировать, по сравнению с иными факторами, которые традиционно берут в расчет политтехнологи и избирательные штабы (возраст, пол, уровень образования и регион проживания). Кроме того, верующие люди, как правило, являются более дисциплинированными избирателями и чаще приходят на избирательные участки - поэтому политикам крайне важно приобрести их симпатии.

По данным Питера Уильямса\Peter W. Williams, автора книги "Религии Америки"\America's Religions: From the Origins to the 21st Century, в США религия распространяется "географически". Если в крупных городах представлены многие конфессии, вынужденные сосуществовать бок о бок, то в сельской местности существует довольно четкое разделение. К примеру, католики особо многочисленны на северо-западе США (где некогда оседали ирландские, польские и итальянские иммигранты) и на юго-востоке (там активно селятся выходцы из Латинской Америки). Лютеране, методисты, пресвитериане особо многочисленны на Среднем Западе - причем, в этом регионе существуют своеобразные религиозные анклавы. Баптисты составляют большинство в штатах Западная Вирджиния и Арканзас; мормоны - в штате Юта (этот штат, фактически, был создан ими) и т. д. Не случайно, Демократическая партия США наиболее популярна в мегаполисах и на побережье, где существует легендарный "плавильный котел" - то есть, причудливо перемешаны представители различных народов и религий, а твердыня республиканцев - центральные штаты, населенные, в основном, белыми протестантами европейского происхождения.

Еще один важный момент: проведенный в середине 2006 года опрос (организатор - компания Pew Research Center) показал, что 51% американцев убеждены в том, что церкви (храмы, синагоги, мечети и др. религиозные структуры) обязаны выражать взгляды своих прихожан в политической сфере. 46% опрошенных жителей США тогда считали, что дело церкви - религия, а не политика.

Нынешний глава США президент Джордж Буш\George Bush постоянно поднимает религиозные темы в своих выступлениях. Опрос службы Gallup, проведенный в начале 2007 года, показал, что лишь 24% американцев считают, что Буш перебирает с этой темой. 52% уверены, что подобное поведение - совершенно нормально, а 14% заявили, что президент говорит о религии недостаточно.

Подобное многократно происходило и ранее. Иногда в процессе дебатов политики делали весьма неоднозначные заявления. Показательный случай произошел в 1928 году: тогда один из кандидатов в президенты от Демократической партии Эл Смит\Al Smith, верующий католик, заявил, что его преданность церкви превыше верности Конституции США и американскому народу в целом. Смит досрочно сошел с дистанции. Противоположное по смыслу заявление сделал первый и единственный президент-католик Джон Кеннеди\John Kennedy в 1960 году: он заявил, что будет выполнять Конституцию США даже в том случае, если эти действия будут противоречить позиции церкви.

Барри Линн\Barry W. Lynn, автор книги "Благочестие и Политика"\Piety & Politics: The Right-Wing Assault on Religious Freedom отмечает, что традиционные для США "больные" проблемы, которые во многом определяют судьбы выборов, часто имеют религиозную подоплеку. К ним относятся, например, право женщины на аборт, право гомосексуалов на заключение брака, право образовательных и государственных учреждений размещать на своей территории религиозные символы, право на владение оружием и пр. Позиции политиков по этим вопросам традиционно привлекают внимание американских избирателей. Здесь, по мнению Линна, особенную активность проявляют правые религиозные консерваторы, которые традиционно выступают за усиление религиозной составляющей в американском государстве.

В 1970-1980-е годы интерес американских политиков к религии на некоторое время уменьшился, однако 1990-е годы стали настоящим религиозным ренессансом. Практически все политики, боровшиеся за пост президента, в своих выступлениях приводили цитаты из Библии и заявляли о своей вере в Бога. Особенно в этом преуспевали традиционно консервативные республиканцы, однако и более либеральные демократы занимались подобными упражнениями. В 1999 году, когда в борьбу за Белый Дом вступили Джордж Буш\George Bush и тогдашний вице-президент США Эл Гор\Al Gore, религиозная составляющая в их речах заметно увеличилась. К примеру, Гор периодически задавал риторический вопрос: "Что бы сделал здесь Иисус?". Аналогичная история произошла и во время следующих выборов: во время президентской кампании 2004 года кандидаты открыто обсуждали свои религиозные взгляды.

Нынешние фавориты президентской гонки также в большей или меньшей степени подчеркивают свою религиозность. Хиллари Клинтон\Hillary Clinton и Джон Эдвардс\John Edwards - методисты, Барак Обама\Barack Obama принадлежит к Объединенной Церкви Христа (все трое - демократы), Рудольф Джулиани\Rudolph Giuliani - католик, Джон МакКейн\John McCain - прихожанин Епископальной церкви, Митт Ромни\Mitt Romney - мормон (трое последних -республиканцы). Любопытно, что в числе кандидатов (его рейтинги пока невысоки) экс-губернатор Арканзаса Май Хакаби\Mike Huckabee, который одновременно является баптистским пастором.

Показательно, что религиозные позиции всех кандидатов менялись и, вероятно, продолжают меняться. К примеру, в 1994 году Ромни защищал аборты и права сексуальных меньшинств (это входит в противоречие с позициями большинства членов Республиканской партии). Ныне он осуждает аборты и выступает против однополых браков. Причина подобной метаморфозы довольно проста: в 1994 году Ромни боролся (успешно) за пост губернатора штата Массачусетс, в котором традиционно более популярны либеральные взгляды. Ныне Ромни действует на федеральном уровне и жизненно нуждается в поддержке Республиканской партии, а особенно - ее религиозно-консервативного крыла. Аналогичный путь проделали и иные кандидаты - к примеру: Рудольф Джулиани, который 8 лет был мэром одного из наиболее либеральных городов США - Нью-Йорка и выступал в поддержку абортов, однополых браков и против бесконтрольного владения оружием, выступил на консервативном телеканала Fox, заявив, что лично он осуждает искусственное прерывание беременности.

Эндрю Когут\Andrew Kohut, Джон Грин\John C. Green, Скотт Китер\Scott Keeter и Роберт Тот\ Robert C. Toth, авторы книги "Уменьшающийся Разрыв: Изменение Роли Религии в Американской Политике"\The Diminishing Divide. Religion's Changing Role in American Politics, подчеркивают, что принцип разделения церкви и американского государства содержится в Конституции США (точнее, в Первой Поправке к Конституции, которая гласит, что Конгресс США не может издавать законы, которые устанавливают религию или ограничивают свободу вероисповедания). Однако это разделение постепенно сходит на "нет". По их мнению, религиозные структуры превратились в настоящие "фабрики" политиков, причем в последние два десятилетия организованная религия стала оказывать не только косвенное, но и прямое влияние на политику.

Материал предоставлен: Washington ProFile

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru