Президентские выборы 2004 года в США стали первыми выборами в мировой истории, на которые оказали влияние блоггеры.
В преддверии выборов в США сложилась следующая ситуация. По данным Pew Internet & American Life Project, на тот момент 32 млн. американцев (население страны составляло примерно 290 млн.) постоянно или периодически читали блоги. Однако 62% жителей США, имевших доступ в Интернет, о блогах не имели ни малейшего представления. 9% пользователей во время кампании читали политические блоги, причем их посещаемость заметно выросла в месяцы, когда шла избирательная кампания.
В итоге, блоги впервые привлекли внимание кандидатов в президенты США. Первопроходцем стал демократ Говард Дин\Howard Dean. Он открыл свой блог, с помощью которого начал общение со своими потенциальными избирателями и сбор пожертвований. Через Интернет он получил $7.4 млн., почти половину от собранной им суммы, причем в большинстве своем, читатели его интернет-дневника жертвовали суммы, превышающие $100. Успехи Дина на интернет-поприще немедленно вызвали обратную реакцию: были созданы блоги, авторы которых яростно критиковали и передразнивали политика (один из наиболее известных блогов-дневников назывался Dean Scream - "Вопли Дина"). При попытке найти блог Дина в Интернете с помощью поисковика, пользователи натыкались на блоги-двойники.
Далее в игру вступили конкурирующие партии, которые позволили наиболее известным блоггерам освещать главные события предвыборной гонки - партийные конвенции, на которых официально объявляются имена кандидатов на пост президента США. И Республиканская, и Демократическая партия создали специальные сайты, на которых собирались отзывы блоггеров. Некоторые из авторов интернет-дневников получили журналистские аккредитации на эти события.
Кандидат демократов Джон Керри\John Kerry также создал свой интернет-дневник. Аналогичным образом поступил и кандидат Республиканской партии, действующий президент Джордж Буш\George Bush. Сравнение блогов Буша и Керри показывало, что Керри (или его помощники) действовали намного более изобретательно и креативно. Блог Буша, в основном, содержал пресс-релизы и официальные фотографии, подготовленные пресс-службой Белого Дома.
В месяцы, предшествующие выборам, политические блоггеры периодически действовали весьма удачно. Известно несколько случаев, когда они первыми сообщали оперативную информацию, неизвестную "традиционным" СМИ, либо ловили газеты, журналы и телекомпании на ошибках. В результате, "большие" СМИ начали обращать внимание на публикации блоггеров и даже приглашать их в качестве комментаторов. Впрочем, число заметных в политическом плане блоггеров было весьма невелико и не превышало трех десятков человек. Остальные блоггеры перепечатывали чужие новости либо просто публиковали малоинтересные размышления о происходящем.
Лада Адамик\Lada Adamic, сотрудница компании HP Labs, и Натали Гланс\Natalie Glance из исследовательского центра Intelliseek Applied Research Center совместно проанализировали наиболее популярные политические блоги избирательной кампании 2004 года. В их базу данных попало около 1.5 тыс. наиболее популярных интернет-дневников, половина из них поддерживала демократов (Керри), половина - республиканцев (Буша). Как оказалось, блоггеры крайне редко цитировали и иным образом ссылались на блоги своих оппонентов. Они читали и поддерживали только своих единомышленников, линки на блоги противников ставились лишь в 15% случаев. Любопытно также, что "демократы" опубликовали заметно больше постов, чем "республиканцы", однако "традиционные" СМИ ссылались на республиканские блоги чаще. В свою очередь, каждый второй пост блоггеров (вне зависимости от их политических пристрастий) являлся цитатой из "традиционных" СМИ.
В ходе этих выборов впервые зримо проявилась еще одна особенность современных блогов: подавляющее большинство авторов интернет-дневников имели совершенно четкие политические пристрастия, в свою очередь, подавляющее большинство их читателей имели схожие воззрения. То есть, блоги четко разделились на "демократические" и "республиканские", первые читали сторонники Керри, вторые - сторонники Буша. Таким образом, полномасштабной политической дискуссии в Интернете не состоялось - обе стороны просто предпочитали не слышать аргументов друг друга. Впервые на эту особенность политической блогосферы США обратил внимание известный социолог Роберт Путнэм\Robert Putnam, еще в 2000 году опубликовавший книгу "Боулинг в Одиночестве"\Bowling Alone. Впрочем, у этого правила было достаточно много исключений, поскольку многие блоггеры ехидно критиковали и высмеивали своих оппонентов. Однако крайне редко они полностью излагали доказательства, предлагаемые противной стороной.
Анализ также показал, что по неизвестной причине, на основе популярности политических блогов можно было предсказать результат голосования. Блоги республиканской ориентации намного чаще "демократических" попадали в число наиболее популярных блогов американского Интернета (здесь оценивались не только политические, но и все остальные виды интернет-дневников). Как известно, Буш не просто выиграл выборы, но и заметно опередил Керри.
Блоггеры и американские избиратели - это разные группы людей. Ученые из Университета Буффало\University at Buffalo's School of Informatics проанализировали, каким образом блоггеры отражают мысли и чаяния людей, живущих в одном с ними районе (городе). Они изучили 300 тыс. блогов. Согласно их выводам, блоггерами наиболее часто становятся жители крупных городов США, причем таких, где традиционно популярны либеральные взгляды (американские либералы традиционно поддерживают Демократическую партию). Среднестатистический блоггер заметно состоятельней и образованней своих земляков. Однако, как оказалось, блоггеры не живут в "башне из слоновой кости", они очень четко отслеживают настроения своих соседей и земляков. В результате, блоггеры оказываются намного политически активнее своих ближних и, фактически, невольно превращаются в лидеров местных общин (иногда известных только под своими псевдонимами - "никами").
В 2006 году была опубликована статья "Обсуждения в Блогосфере"\Conversations in the Blogosphere: An Аnalysis "From the Bottom Up, которую написала группа исследователей из Университета Индианы\Indiana University Bloomington. Один из выводов, который сделали авторы, заключается в следующем: блоггеры представляют из себя особую силу, организованную особым образом и необычным образом связанную с окружающей действительностью. Фактически, блогосфера - это "маленький мир", который влияет на "большой" так же, как "большой" мир влияет на блогоферу. Однако политические дебаты в блогосфере идут по несколько иным, не всегда понятным законам.
Проведенное в 2007 году исследование компании Ipsos-Reid показало, что половина сотрудников Конгресса США\US Congress считают, что политические блоги (личные интернет-дневники на соответствующую тематику) более полезны для ориентации в современной американской политике, чем традиционные средства массовой информации.