Категории каталога
Каталог / Общество / Экология и сельское хозяйство / Идеология взаимопомощи заменила идеологию вражды

Идеология взаимопомощи заменила идеологию вражды

Государства стали совместно бороться с разбушевавшимися стихиями лишь в середине 20 века. Первые упоминания о том, что государства помогали своим соседям, пострадавшим от стихийных бедствий, относятся еще к эпохе древности. Однако на протяжении большей части человеческой истории государства чаще предпочитали пользоваться чужими проблемами. Отмечено много случаев, когда пострадавшая от стихии страна становилась объектом иностранной агрессии.

Вероятно первые примеры того, как государства мира стали коллективно бороться со стихийными бедствиями, относятся к началу 18 века, когда европейские страны, принимая соответствующие законы, старались совместно противостоять эпидемиям. Значительные подвижки в этом направлении произошли лишь в конце 19 века. При этом борьба со стихийными бедствиями долгое время находилась "на обочине" большой мировой политики и вне поля внимания правительств, религиозных и общественных организаций. Объяснялось это достаточно просто: основной ущерб человечеству наносили не наводнения и землетрясения, а войны. Не случайно, что главной задачей ведущих международных организаций, Лиги Наций и ООН, на протяжении десятилетий, было предотвращение военных конфликтов и, в случае неудачи, минимизация их негативных последствий.

Первая подлинно международная организация, Лига Наций, была основана в 1919 году после окончания Первой Мировой войны для борьбы за мир и безопасность во всем мире (это было обусловлено уроками на тот момент страшнейшего военного конфликта в истории человечества). Первую скрипку в Лиге играли "великие державы" (изначально в качестве постоянных членов в Совет Лиги входили страны-победительницы Великобритания, Франция, Италия и Япония, позднее к ним присоединились Германия и СССР). В Конвенцию Лиги Наций были включены 26 пунктов, однако ни один из них не предусматривал, что члены этой организации будут оказывать помощь другим государствам в случае, если произойдет стихийное бедствие. Тем не менее, предусматривалось, что возможно обсуждение любых вопросов, которые влияют на мир во всем мире, а также указывалось, что государства-члены будут стремится к "международному сотрудничеству в гуманитарных целях". Лига достаточно успешно помогала многочисленным беженцам, боролась с рабо- и наркоторговлей, стремилась оказывать экономическую помощь нуждающимся странам (например, во многом именно благодаря усилиям Лиги Наций была спасена от краха экономика Австрии). Однако уже к 1939 году Лига практически прекратила свою деятельность: великие державы предпочитали действовать в своих интересах, а не в интересах мирового сообщества. В 1939 году началась Вторая Мировая война, окончательно доказавшая, что Лига Наций не справилась со своей главной задачей. В 1946 году Лига Наций произвела процедуру самороспуска, ее имущество было передано ООН.

В 1945 году была создана Организация Объединенных Наций. ООН была объявлена организацией "миролюбивых государств" и вначале многие решения принимались практически единогласно. Но уже в конце 1940-х годов началась "Холодная война", которая крайне негативно повлияла на эффективность ООН. Великие державы предпочитали договариваться друг с другом вне рамок ООН, что привело к тому, что длительное время ООН играло вторичную роль в мировой политике. Это также привело к тому, что страны Запада и советского блока, пострадавшие от стихийных бедствий, предпочитали не принимать помощи от своих противников в "Холодной войне". Более того, в 1948 году разразился Берлинский кризис: советские войска заблокировали доступ грузов в Западный Берлин, фактически поставив жителей этой части столицы Германии на грань голода. Тогда США организовали "воздушный мост" и доставили в Западный Берлин необходимое продовольствие. В 1948 году под эгидой ООН была создана Всемирная Организация Здравоохранения\World Health Organization, в уставе которой записано, что она готова оказывать помощь жертвам стихийных бедствий по запросу правительств пострадавших государств.

На протяжении десятилетий ООН концентрировалась на миротворческой деятельности, однако с начала 1970-х годов начала уделять значительно больше внимания помощи слаборазвитым странам, борьбе с эпидемиями, голодом и т.д. ООН разработала механизмы, в рамках которых "богатые" страны могли оказывать помощь "бедным". Благодаря этому удавалось избежать политических, религиозных, этнических противоречий, существующих между странами и народами.

После окончания "Холодной войны", ООН начала уделять намного больше внимания борьбе со стихийными бедствиями. В 1991 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, которая предписывала концентрировать усилия международного сообщества на предупреждении и борьбе со стихией. Тогда же ООН объявила о Десятилетии Борьбы со Стихийными Бедствиями - страны мира, чьи усилия координировались структурами ООН, должны были объединить свои силы. Тогда же в иерархии ООН была создано Управление по координации гуманитарной деятельности, возглавляемое Координатором чрезвычайной помощи. По состоянию на 2004 год в штате Управления было около 700 человек, бюджет этой структуры составлял $84.7 млрд. К концу 2004 года 80% государств мира внесли соответствующие изменения в свои законодательства, разработали стратегию противостояния стихийным бедствиям и т.д.  В случае стихийного бедствия оперативные учреждения ООН предпринимают оперативные усилия для оказания помощи пострадавшему населению. Две структуры ООН несут основную ответственность за эти действия: Управление по координации гуманитарной деятельности и Программа Развития ООН. Такая помощь включает продовольственную помощь, предоставляемую через Всемирную продовольственную программу; кров и защиту, обеспечиваемые Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев; чрезвычайную помощь матерям и детям, предоставляемую Детским фондом Организации Объединенных Наций, и т.д. Практически вся гуманитарная помощь ООН финансируется за счет добровольных взносов: за период с 2001 по 2004 год ООН удалось собрать на эти цели около $1.4 млрд., что позволило оказать помощь 44 млн. человек.

Показательно, что ныне государства и народы мира стараются оказывать немедленную помощь пострадавшим от природных катаклизмов вне зависимости от того, где они произошли. В 1995 году США оказали масштабную продовольственную помощь Северной Корее, в которой начался голод, несмотря на то, что отношения между двумя странами были весьма напряженными. Показателен пример наводнений 2002 года в Европе. Тогда беспрецедентные осадки привели к тому, что из берегов вышли такие реки, как Дунай и Эльба. От наводнений серьезно пострадали Чехия, Германия, Польша, Венгрия, Словакия, Австрия. В общей сложности погибло более 100 человек, сотни тысяч были вынуждены покинуть свои дома, экономический ущерб достиг $15 млрд. евро. Любопытно, что помощь пострадавшим оказывали даже жители "бедных" стран - правительство Шри Ланки с этой же целью передало пострадавшим 2 тонны отборного чая.

Впрочем, газета Independent указывает, что обещанная помощь зачастую не доходит до адресатов. К примеру, международные доноры в 2003 году пообещали выделить жертвам землетрясения в Баме (Иран) $32 млн. - де-факто было получено $17.7 млн. Жертвам урагана "Митч" в Центральной Америке было обещано $9 млрд. - реально они получили около $3 млрд.

Факты На Тему

Подвижки в общественном сознании в отношении к катастрофам особенно заметны на примере социологической науки. Первое социологическое исследование, посвященное теме влияния катастроф на общества, было опубликовано в 1920 году (его автором стал американский ученый Сэмюэль Принс\Samuel Prince, книга называлась "Катастрофа и Социальные Изменения"\Catastrophe and Social Change: Based Upon a Sociological Study of the Halifax Disaster. В 1942 году Питирим Сорокин\Pitirim Sorokin, российский ученый, переехавший в США, опубликовал классическую работу "Человек и Общество в Условиях Бедствия: Влияние Войны, Революции, Голода, Эпидемии на Человеческое Сознание"\Man and Society in Calamity: The Effects of War, Revolution, Famine, Pestilence Upon the Human Mind. С конца 1940-х годов подобные исследования стали крупномасштабными. В 1963 году в США был создан особый социологический Центр Исследований Катастроф\Disaster Research Center. В 1970-е годы аналогичные центры появились во многих странах Европы и Азии.

Первое социологическое исследование, посвященное теме влияния катастроф на общества, было опубликовано в 1920 году (его
Материал предоставлен: Washington ProFile

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru