По данным Института Страховой Информации\Insurance Information Institute, в 2004 году в мире произошло более 300 катастроф (как природных, так и техногенных), в результате которых погибло более 170 тыс. человек. Общий экономический ущерб составил $105 млрд. В результате, 2004 год стал самым затратным для страховых компаний. Их страховые выплаты составили $42 млрд.; предыдущий рекорд был достигнут в 1992 году ($37 млрд.).
При подсчете ущерба данные последствий воздействия цунами на Индию, Шри-Ланку, Таиланд, Индонезию, Бангладеш, Малайзию и Сомали и др. не были учтены. При этом Институт Страховой Информации предполагает, что страховые компании обязаны будут выплатить относительно небольшие суммы жертвам цунами. Причина этого заключается в том, что жители пострадавших государств тратят мало средств на покупку страховок. К примеру, в Бангладеш затраты на страховку (страхование жизни не учтено) составляют лишь $0.7 на душу населения, в Индии - $4, в Индонезии - $8, в Таиланде - $27.6, в Малайзии - $87.2. Для сравнения, в США этот показатель равен $1 980.
Американский исследователь Томас Вон Унгерн-Стернберг\Thomas Von Ungern-Sternberg в своей работе “Государственное Вмешательство в Рынок Страхования от Стихийных Бедствий в Европе”\State Intervention On The Market For Natural Damage Insurance In Europe доказывает, что существует естественная связь между действиями, направленными на минимизацию ущерба от возможных стихийных бедствий и страхованием. Превентивные меры обычно принимают форму "общественных благ" - они требуют планирования, установления специальных требований к строительству зданий, создания постоянно функционирующих служб помощи, строительства дамб и т.д. У государственных монополий намного больше стимулов развивать данные виды деятельности и, так как государственные монополии получают прямую отдачу от затраченных ими ресурсов, стоимость страховых компенсаций снижается.
Государственным страховым компаниям не приходится сталкиваться с проблемой “неблагоприятного отбора” (Проблема неблагоприятного отбора возникает в ситуации, когда вне зависимости от степени риска, все страхующиеся платят одну и ту же цену за свой страховой взнос. В результате те страхующиеся, которые имеют меньшую степень риска, покидают страховой рынок, оставляя только страхующихся с большей степенью риска - Washington ProFile). Они могут продолжать оперировать даже при таких расценках страховых взносов, которые адекватно не отображают уровень риска.
При отсутствии государственного вмешательства в данную сферу, наиболее незащищенные слои населения, как правило, не обладают надлежащим уровнем страховой защиты в случае стихийных бедствий и природных катастроф. Если существует государственная монополия в страховой отрасли, то стоимость страховых взносов значительно меньше, чем в условиях конкуренции.
Стернберг также приводит некоторые рекомендации относительно регулирования страхового рынка стихийных бедствий. Во-первых, страхование должно быть принудительным. Во-вторых, львиная доля страховых взносов должна приходиться на государственные монополии. Однако для того, чтобы стоимость страховых взносов была минимальной, данные взносы должны быть собраны непосредственно страховыми компаниями и только потом переданы государственным монополиям. Доход, полученный от страховых взносов, должен быть использован не только для выплат компенсаций, но также для организации различных мероприятий по предотвращению стихийных бедствий.