На самом деле в моей карьере есть периоды работы и 3 года на одном месте, и год, есть - 5 месяцев. В каждом случае были свои, достаточно серьезные, причины для ухода. Но как лучше это подать? Понятно, что не стоит говорить негативно о прежних работодателях. Ну, а если они действительно обманули - пообещали одни условия, а на деле все оказалось совсем не так: и зарплата меньше, и обещанные бонусы куда-то "пропали"... В другом случае, коллектив был тяжелый, доброжелательностью там и не пахло, а начальник - просто хам. По поводу низкой зарплаты тоже, вроде, говорить не принято. Работодатель может решить: раз в прошлый раз согласилась, то сама себя не ценишь, а значит, не за что и ценить. Что же остается? Специалисты советуют объяснять свои увольнения отсутствием перспектив. Но наверняка после такого ответа последуют дополнительные вопросы. А что объяснять-то? Собственно, неужели кадровики сами не понимают, что в нашей стране трудно построить карьеру без изъянов, и частые переходы - явление более чем распространенное. И совершенно нормально искать более комфортные условия работы с приличной зарплатой и перспективами, а если это не получилось с первого, второго, третьего раза, то вины кандидата в том нет. Я ведь не против постоянства, и если повезет с компанией, с удовольствием буду в ней работать и 5, и 10 лет. Вот только не везло пока. И еще вот что интересно. Читала статьи, в которых озвучивались современные тенденции, которые в моде в Европе и появляются у нас. Якобы считается, что засиживаться на одном месте для карьериста недопустимо, и больше года уважающий себя специалист в одной компании не задерживается. Если это так, почему же тогда ко мне с моими 6 местами работы за 5 лет работодатели относятся как-то подозрительно и что мне с этим делать?
Ирина ПАНИНА
* * * Комментирует Анна КАТКОВА, руководитель московского филиала кадрового агентства Прайм Персонал: Обычно решение о приглашении на собеседование принимается на основании резюме. Правильно составленное резюме не только поможет попасть в нужную компанию, но и избавит вас от "неудобных" вопросов. Ведь вопросы работодатель задает, исходя из того, что вы сами о себе написали. Составьте функциональное, а не хронологическое резюме. Сделайте акцент на ваших навыках, подробно расскажите о вашей профессиональной компетенции. Укажите только два последних места работы, не обозначая сроки пребывания в компаниях. Возможно, менеджеры по персоналу не будут докапываться до истины. Имеет значение и поведение на собеседовании. Надо говорить честно, открыто, дружелюбно, не комплексовать. Редкий кадровик может абстрагироваться и оценивать потенциального сотрудника в первую очередь как профессионала, а все личное оставить "за бортом". Поэтому старайтесь расположить к себе собеседника, ведь приятного тебе человека не хочется ловить на нестыковках, придираться, задавать каверзные вопросы. Объясните также, чего вы в данный момент ждете от работы, что является для вас главным. Читательница, например, пишет о своем стремлении к стабильности. Значит, может уверенно отвечать, что рассчитывает на многолетнее сотрудничество с компанией, и для нее это одно из самых важных условий данного трудоустройства. Удачи в поиске работы!
* * * Комментирует Екатерина КРЮКОВСКАЯ, независимый HR-специалист: Человек почти всегда имеет веские причины для увольнений. Но уважительны эти причины - для вас. А у работодателя может быть иная точка зрения. Не стоит на собеседовании говорить, что вы уволились, так как бывшие руководители чего-то вам не додали, обманули, нагрубили... Напротив, упомяните о "светлых" сторонах прошлого трудоустройства, например, о лояльности начальника, дружелюбном коллективе. Но при этом объясните, что в прошлой компании у вас не было широких возможностей профессионального развития. Расскажите о том, чем вам нравится компания, куда вы пришли, или вакансия. Что новая организация может вам дать как профессионалу, а вы - ей. Где и как вы приобретаете опыт - это ваша судьба. Можно 5 лет проработать в одной известной компании, но так и не стать хорошим специалистом. А можно за 3 месяца схватить суть процесса и понять, что вы способны на большее и готовы пробовать себя в компаниях, которые дадут вам другие возможности. Отвечая на вопросы, делайте упор на том, что вы обладаете всеми необходимыми для данной вакансии навыками. Что вы именно тот специалист, которого ищет компания. Если же работодатель во главу угла ставит не профессиональную компетентность, а внешность, частоту смены работы, знак зодиака, имена, фамилии, пол, наличие афро-азиатских признаков и изъянов на лице и т.д. подумайте, а стоит ли работать в такой компании? Возможно, у вас разная система ценностей. Очень тщательно выбирайте работодателя и трудоустраивайтесь, только если полностью уверены в совпадении своих ожиданий и возможностей компании. В дальнейшем частые смены мест работы могут привести к тому, что вас перестанут приглашать в компании, ориентированные на долгосрочное сотрудничество, а буду звать только туда, где работники не задерживаются.
Что для одного хорошо, другому - хуже горькой редьки. Кто-то безуспешно пытается найти место секретаря, а другой рад бы уйти с этой должности, да никак не получается. Некоторые распространенные истории трудоустройства комментируют наши эксперты: Александр Кондауров, заместитель генерального директора консалтинговой компании Prime Personnel и Милена Аксенова, руководитель группы подбора административного персонала кадрового холдинга АНКОР.
Александр КОНДАУРОВ: Заработная плата секретаря без опыта работы действительно составляет в среднем 400$, максимум - 600$. А объявления, в которых обещают 2000-2500$, обычно содержат примерно такой текст: "Девушка 20-25 лет, презент. внешность, без комплексов. Обязанности: Планирование рабочего дня руководителя, телефон, ПК, офисная техника, чай-кофе, встреча посетителей, неформальные отношения с руководителем". Требования: Хорошие внешние данные, аккуратность, целеустремленность, неконфликтность, без комплексов. Эта вакансия НЕ для девушек со строгими нравственными принципами". Это текст реально существующей вакансии на одном из сайтов по поиску работы. Думаю, комментарии излишни... Впрочем, зарплата секретаря может достигать 60000 рублей. Но это уже не просто секретарь, а секретарь-референт, и чтобы получать такие деньги, надо знать иностранный язык, иметь навык "слепой" печати, уметь организовывать всевозможные деловые встречи и конференции, готовить речи для своего руководителя, вести деловую переписку (причем руководитель просто говорит суть письма, а секретарь полностью его оформляет). Так что сначала надо наработать необходимый профессиональный опыт и навыки, а затем претендовать на высокую зарплату.
Александр КОНДАУРОВ: Вакансии, на которые могла бы претендовать Оксана, есть, но их не так много. Нашему кадровому агентству обычно дают заказы на подбор секретарей со стандартными требованиями по возрасту - 21-35 лет. Поэтому я рекомендовал бы искать работу "напрямую", надеясь, что встретится руководитель, который понимает, что секретаря стоит ценить не за молодость и стройную фигурку. На Западе уже давно наблюдается явление под названием дауншифтинг, а в России оно только зарождается. Дауншифтинг (от англ.) - это переход с высокооплачиваемой, но связанной с чрезмерным стрессом и нагрузками, работы на более спокойную, но менее доходную. Именно это и происходит с Оксаной, и если она найдет работодателя, понимающего суть данного явления, он с радостью предложит ей рабочее место.
Милена АКСЕНОВА: К счастью, в последнее время ситуация начала меняться: все больше работодателей просят подобрать личностно зрелого секретаря. И возрастных ограничений практически не существует! Большим плюсом является наличие административного опыта работы и знание иностранного языка. Другой вопрос: действительно ли Оксана готова вернуться к прежней специальности? Ведь не случайно несколько лет назад произошел качественный переход в другую область.
Александр КОНДАУРОВ: Здесь можно попробовать следующую тактику: раз в вашей компании вам не дают расти, - устройтесь в другую, секретарем, а там через какое-то время перейдете на иную должность. Но, во-первых, лучше выбирать то место работы, где, даже будучи секретарем, можно проявить навыки экономиста. Например, если в ваши функции будет входить подготовка авансовых отчетов. Кроме того, при собеседовании с будущим работодателем выясните, принято ли в компании повышать старательных сотрудников в должности. У нас, например, есть несколько заказчиков (работодателей), которые берут секретарей без опыта работы, а затем обеспечивают им карьерный рост внутри компании. Так, одна из трудоустроенных нами секретарей уже доросла до позиции зам. ген. директора.
Милена АКСЕНОВА: Практически каждый, даже самый успешный, секретарь со временем начинает задумываться о перспективах дальнейшего профессионального роста и о переходе на более высокую позицию. Существует даже мода на определенные профессии. Последние 2-3 года секретари, приходящие на интервью к нам в компанию, наиболее перспективными областями для дальнейшего роста считают маркетинг и связи с общественностью. А самые последние предпочтения - логистика, закупки. Переход из одной профессиональной области в другую всегда непрост. Но если у кандидата есть какое-то специальное образование, шансы получить желаемое продвижение существенно возрастают. Есть множество примеров, когда после нескольких лет работы секретарем, девушки добивались карьерных высот в других областях. В данной ситуации кандидату стоит определить для себя наиболее интересные профессиональные области и перейти на позицию, например, ассистента отдела, помощника специалиста или специалиста начального уровня. Скорее всего, придется соглашаться и на меньшую заработную плату, но взамен появятся перспективы карьерного и профессионального роста. А значит, ваша стоимость как специалиста со временем возрастет.
Сегодня практически каждая компания обещает кандидатам карьерный рост. Верить или нет таким обещаниям? И что делать, если на самом деле хочется побыстрее добиться осуществления грандиозных амбициозных замыслов?
Комментирует юрист, специалист по трудовому праву Андрей АНИН:
По роду деятельности я материально ответственна за определенные ценности на работе. Но вот в чем дело... помещения, в которых находятся эти вещи, не запираются. Более того, дверей нет вообще - проходной двор! В связи с чем возникают следующие вопросы... Имеет ли право администрация назначать материально ответственного там, где отвечать можно лишь фиктивно? Если что-то пропадет, мне придется компенсировать это из своей зарплаты? Стоит ли настаивать на установке дверей, или просто уволиться, пока все не разворовали? Ирина
В каждом трудовом договоре обязательно указываются трудовые функции работника: должность, специальность, квалификация, детали поручаемой работы (ст. 57 ТК РФ). При этом для отдельных позиций и видов деятельности, прежде всего связанных с управлением, распоряжением, приемом и выдачей имущества и денег, заключается дополнительный договор о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности работника (ст.ст. 244, 245 ТК РФ; Постановление Минтруда РФ от 31.12.02 г. N 85 "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности..."). Такие договоры не могут заключаться с уборщицами, сторожами, бухгалтерами, товароведами, иными работниками, которым ценности непосредственно не вверяются. Если сотрудник - в обязанности которого, по условиям договора о найме, входит обслуживание материальных ценностей - отказывается подписать договор о полной материальной ответственности, это расценивается как неисполнение им своих обязательств. Что может стоить ему данного места. Бывает, такая ситуация возникает при назначении человека на новую должность или смене им трудовых функций. В этом случае работодатель обязан подобрать сотруднику другую работу (ст. 74 ТК РФ). При отсутствии подходящих вариантов трудовой договор расторгается (ст. 77 ТК (п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.04 г. N 2"О применении судами Российской Федерации ТК РФ")). Что касается, конкретных вопросов Ирины, то поскольку она не указала, какую должность занимает и какие ценности находятся в ее ведении, ответить можно только в общем. А именно:
Подготовила Карина МУРАДЯН