ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ИНСТРУКЦИЯ НА УСТРОЙСТВО ТРОТУАРОВ ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ
ВСН 15-95
Инструкцияна устройство тротуаров из бетонных плит (взамен ВСН 26-76) разработанакандидатами технических наук В.М.Гольдиным, Л.В.Городецким, Р.И.Бега (НИИМосстрой) при участии Ю.И.Столярова, к.т.н. В.Д.Фельдмана (Мосстройлицензия).
Инструкцияобобщает накопленный за период с 1976 по 1995 гг. опыт службы тротуаров наэксплуатируемых улицах.
Инструкциясоставлена с учетом нового ГОСТа на тротуарные плиты, разработанного НИИМосстроем, Мосинжпроектом и Академией коммунального хозяйства.
Инструкциясогласована с институтом Мосинжпроект, трестом Гордорстрой, муниципальнымпредприятием Мосинжстрой.
Департаментстроительства
(Мосстройкомитет)
Ведомственные строительные нормы
ВСН 15-95 Департамент строительства(Мосстройкомитет)
Инструкцияна устройство тротуаров из бетонных плит
Взамен Технических указаний на устройство тротуаров из бетонных плит ВСН 26-76
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Настоящая инструкция распространяется на устройство в летний и зимний периоды вг. Москве тротуаров, садово-парковых, пешеходных дорожек и площадок из бетонныхплит, выпускаемых заводами МПХК Моспромстройматериалы и удовлетворяющих ГОСТ17608-91.
1.2.Конструкции тротуаров следует принимать по альбому СК 6101-85 "Конструкциидорожных одежд для г. Москвы". Строительство тротуаров производят с учетомдействующих норм.
1.3.Тротуары и пешеходные дорожки должны располагаться между проезжей частью изастройкой; между проезжей частью и газоном; между газонами; в полосыпешеходного движения принята 0,75 м.
1.4.Приняты конструктивные элементы тротуаров: песчаный подстилающий слой;основания из песка, песчано-цементной смеси, щебня и бетона; покрытие из плит.
Внесены научно-исследовательским институтом московского строительства (НИИ Мосстрой)
Утвержденынаучно-техническим управлением Департаментастроительства
" 15 " мая 1995 г.
Дата введенияв действие
" 1 " июля 1996 г.
Технологическаяпоследовательность работ по строительству сборных покрытий тротуаров включаетследующий этапы: рытье и уплотнение корыта, установка бортового камня,устройство подстилающего слоя, устройство основания и покрытия, в том числе изаполнение швов.
1.5.Покрытие тротуаров, садово-парковых дорожек и площадок осуществляют из сборныхквадратных (к), прямоугольных (п), шестиугольных (ш), фигурных бетонных плит иэлементов в мощения (ф) и элементов декоративных дорожных (ЭДД). Виды, марки иразмеры тротуарных плит согласно ГОСТ 17608-91 представлены в табл. 1.1.
Изтабл. 1.1. видно, что толщина плиты покрытия зависит от вида основания.
Таблица 1.1.
Виды, марки и размеры тротуарных плит
Тип плиты
Размеры
плиты, мм
Толщина плиты
Марка плиты
а
б
на щебеночных и бетонных основаниях А
на песчаных и стабилизированных основаниях Б
в местах заезда тяжелого транспорта на тротуар
1
2
3
4
5
6
Квадратные плиты
1К.5, 1К.б, 1К.8
200
-
50
60
80
2К.5, 2К.б, 2К.10
250
100
3К.5, 3К.6, 3К.10
300
4К.5, 4К.7, 4К.10
375
70
5К.5, 5К.7, 5К.10
400
500
7К.6, 7К.8, 7К.10
750
8К.8, 8К.10
1000
Прямоугольные плиты
1П.5, 1П.6, 1П.10
2П.5, 2П.7, 2П.10
3П.5, 3П.7, 3П.10
4П.6, 4П.7, 4П.10
5П.6, 5П.7, 5П.10
6П.8, 6П.10
Шестиугольные плиты
1Ш.5, 1Ш.6, 1Ш.10
432
2Ш.6, 2Ш.7, 2Ш.10
648
3Ш.6, 3Ш.8, 3Ш.10
865
Примечание. Поэтому же ГОСТу промышленность изготавливает фигурные плитыи элементы мощения - (ф) и элементы декоративные дорожные- (ЭДД), общий вид которых представлен на рис. 1.1.
2. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ, УСТАНОВКА
БОРТОВЫХ КАМНЕЙ
2.1.Основания под покрытие из бетонных плит устраивают из песка, песчано-цементнойсмеси, щебня и бетона.
2.2.Работы по отсыпке и уплотнению земляного полотна, прокладке подземных сетей,устройству дренажей и засыпке траншей выполняют до начала работ по устройствуоснований.
2.3.Земляное полотно планируют бульдозерами, автогрейдерами и уплотняют катками,используемыми на строительстве внутреквартальных дорог. Для планировки применяют бульдозеры ДЗ-18 (Д-535А), ДЗ-4 (Д-493А)и автогрейдеры ДЗ-40 (Д-144), ДЗ-40А (Д-598А), ДЗ-51. Для уплотнения используюткатки на пневмошина ДУ-30 (Д-635), ДУ-31 (Д-627), вибрационные катки ДУ-10 (Д-455), ДУ-10А, ДУ-14 (Д-480), каткистатического действия с гладкими вальцами ДУ-1 (Д-211В), ДУ-11А (Д-569А) и др.Тип катка выбирают в зависимости от группы грунта земляного полотна и ширинытротуара или пешеходной дорожки.
2.4.Плотность грунта земляного полотна, включая засыпку котлованов и траншей,должна быть не менее 0,98.
2.5.К устройству подстилающего слоя приступают после приемки земляного полотна. Вовремя приемки необходимо проверить:
соответствиеотметок профилей (с точностью до 10 мм);
степеньуплотнения грунта (через 25 м в двух точках по поперечному сечению).
Песокдля подстилающего слоя должен иметь коэффициент фильтрации в уплотненномсостоянии не менее 3 м/сутки.
2.6.Разравнивание песка производят способом "от себя" бульдозерами иавтогрейдерами, а на узких тротуарах и пешеходных дорожках - автопогрузчиками снавесным оборудованием.
Толщина слоя рыхлого песка должна превышатьпроектную с учетом коэффициента разрыхления 1,1.
2.7.Песчаный подстилающий слой уплотняют в увлажненном состоянии катками,применяемыми при уплотнении земляного полотна (см. п.2.3.) Коэффициент уплотненияпесчаного подстилающего слоя должен быть не менее 0,98.
2.8.Отметки поверхности подстилающего слоя должны соответствовать проектным сточностью +- 5мм.
Движениетранспорта по готовому подстилающему слою запрещено.
2.9.Для предотвращению смерзания песка в зимнее время рекомендуется его пропитка2%-ным раствором хлористого кальция (СаСl2). Потребное количество хлористогокальция на 1 кв.м поверхности подстилающего слоя при объемном весе песка 1700кг/куб.м приведено в табл. 2.1.
Таблица 2.1.
Зависимость требуемого количества хлористого кальция от глубины
пропитки подстилающего слоя
Содержание безводного СаСL2 в 1 л раств. %
Глубина пропитки, см
Количество
СаСL2, кг/кв.м
15
30
10
2.10.Устройство подстилающего слоя следует производить с учетом заверения уплотненияпеска до начала его смерзания.
2.11.Бортовые камни, отделяющие проезжую часть от тротуаров, изготавливают изгранита, бетона или железобетона и устанавливают на бетонное основание.
2.12.Для отделения тротуара от газонов устанавливают бетонные бортовые камниразмером 1000 х 200 х 80 мм (БР 100.20.8).
2.13.Бетонные бортовые камни БР 100.20.8 устанавливают вручную на бетонное основаниетолщиной 10 см, уложенное на выровненный и уплотненный песчаный подстилающийслой.
2.14.Ширина шва между бортовыми камнями не должна превышать 5 мм. Заполнение швовпроизводят цементным раствором состава 1:4, после чего расшивают растворомсостава 1:2.
2.15.В случае устройства основания из песчано-цементной смеси нижняя его часть толщиной7 см выполняется из песчано-цементного раствора, а верхняя толщиной 3 см - изсухой смеси.
Песчано-цементныйраствор применяют марки не ниже 50 и изготавливают его в заводских условиях.Ориентировочный состав на 1 куб.м раствора марки 50: цемент марки 400 - 155 кг,воды - 170 л, песка - 1650 кг. Сухую песчано-цементную смесь приготавливают также, но без добавления воды при естественной влажности песка 5-6%.
2.16.В зимнее время песчано-цементную смесь, приготовленную в заводских условиях наподогретых материалах, рекомендуется укладывать при температуре наружноговоздуха не ниже -15С, не допуская разрыва вовремени при укладке песчано-цементного раствора и сухой смеси.
2.17.Уплотнение песчано-цементного раствора производится виброрейками и виброплощадками.
2.18.Основания из щебня устраивают при помощи щебнеукладчиков, при площади тротуараменее 1000 кв.м щебень можно разравнивать автогрейдером или бульдозеромспособом "от себя".
2.19.Щебеночные смеси оптимальной влажности (4-6% по массе, марки по дробимости вцилиндре не ниже 400) доставляют автомобилями-самосвалами и выгружают вприемный бункер щебнеукладчика или на подготовленное земляное полотно.
Смесьукладывается в дорогу не позже 3-х часов после доставки на место работ.Уплотнение смеси производят самоходными катками статического действия весом5-10 т или вибрационными - весом 1,5 - 3,5 т. Проверка плотности основания изщебня производится тяжелым катком, после прохода которого основание не должноиметь заметных деформаций.
2.20.При устройстве основания из тощего бетона применяют марку бетона М100.Ориентировочный расход материалов на 1 куб.м бетонной смеси составляет: цементмарки 400-90-100 кг, щебень фр. до 40 мм - 1440-1400 кг, песок - 650-600 кг,вода - 120-130 кг. Раскладка тощего бетона осуществляется бетоно-укладочнымимашинами, щебнеукладчиком. Уплотнение производят 5-тонными моторными катками8-10 проходами по одному следу.
2.21.Для устройства бетонного основания применяют бетон марки 100. Устройствобетонного основания производится по спланированному и уплотненному песчаномуподстилающему слою бетоноукладочными машинами или экскаватором Э-153 с навеснымоборудованием. В последнем случае уплотнение смеси производится виброрейкой илиплощадочным вибратором. Через каждые 30-40 м в основании устраиваюттемпературные швы шириной 20 мм.
2.22.На свежеуложенное бетонное основание наносится пленкообразующий материал -битумная эмульсия - из расчета 0,7 кг/кв.м.
2.23.Устройство бетонного основания в зимнее время допускается при температуренаружного воздуха до -15С. Укладку бетонной смесиследует производить на подготовленный до наступления морозов песчаныйподстилающий слой.
3. УСТРОЙСТВОПОКРЫТИЯ
3.1.Плиты доставляют на объект автотранспортом в специальных контейнерах. Погрузочно-разгрузочныеработы и монтаж покрытия из плит с размером сторон 100 см производят при помощинавесного оборудования конструкции СУ-32 Треста строительства набережных к3-5-тонному автокрану или автопогрузчику (рис.3.1.).
Плитыс размером сторон до 50 см можно укладывать в покрытия специальнымвакуум-захватом конструкции ГДС-1 (рис. 3.2.) или вручную.
3.2.Раскладка плит может осуществляться по различным схемам (рис. 3.3.).
3.3.Укладку плит следует производить поперечными рядами от края до края. Передукладкой плит должны быть разбиты и закреплены на основании две ограничивающиелинии, от одной из которых начинается укладка плит (рис. 3.4.),
3.4.Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру,расположенному вдоль укладываемого ряда.
3.5.Ширина шва между смежными плитами с размером сторон 100 см должна быть впределах 8-12 мм и с размером стороны до 50 см - в пределах 5-8 мм. Швызаполняют