В космосе более четырех десятилетий находятся объекты, имеющие военное значение. Спутники обеспечивали и обеспечивают стратегическую связь, предупреждают о ракетных запусках, занимаются разведкой и т. д. Однако до сих пор ни одна страна мира не размещала на орбитах оружия, предназначенного для уничтожения наземных целей, и ни одна страна официально не обладает оружием (наземного, морского и воздушного базирования), специально предназначенного для уничтожения космических объектов.
Существует несколько фундаментальных международных соглашений о мирном использовании космоса, которые были заключены под эгидой ООН. В 1963 году в ближнем космосе ("ближним космосом" принято называть часть окружающего Землю космического пространства, непосредственно прилегающую к земной атмосфере, в которой оперируют космические корабли и спутники. Атмосфера заканчивается примерно на расстоянии 100 км от поверхности планеты, космические "челноки"\space shuttle обычно находятся на расстоянии в 400 км над поверхностью, космический телескоп Hubble - на расстоянии 600 км, спутники глобальной системы позиционирования (GPS) - 20 тыс. км.) было запрещено проводить ядерные испытания. В 1967 году международное сообщество запретило выводить на околоземную орбиту оружие массового уничтожения. Кроме того, было установлено, что ни одно государство не имеет права "приватизировать" космос. В 1968 году было заключено соглашение о космическом сотрудничестве при проведении спасательных операций. В 1972 году была подписана конвенция, согласно которой государства мира обязаны нести ответственность за ущерб, причиненный их космическими объектами. В августе 2003 года за резолюцию ООН, запрещавшую гонку вооружений в космосе, проголосовали 174 государства мира. Лишь четыре государства отказались присоединиться к этой резолюции - Микронезия, Маршалловы Острова, Израиль и США.
Ныне США тратят примерно $36 млрд. в год на программы, проводимые в ближнем космосе, что составляет примерно 70% от общемировых затрат. США также расходует около $20 млрд. ежегодно на военные космические программы - примерно 90% от общемировых расходов. Многие страны мира также уделяют значительное внимание этой стороне освоения космоса и наращивают на орбитах свои военные группировки.
По данным Стокгольмского Института Исследований Мира\Stockholm International Peace Research Institute, по состоянию на конец 2001 года США использовали почти 110 военных спутников, Россия - 40 (Российское космическое агентство в 2004 году привело иную статистику: что Россия имеет на орбите 53 спутника, из них 35 имеют научное и коммерческое назначение), остальные страны - 20. По данным командования ВВС США\U.S. Air Force (данная информация приводится в отчете Центра Оборонной Информации\Center for Defense Information), военно-космические программы развивают 8-10 стран мира, включая Китай, Францию, Бразилию, Великобританию, Индию, Израиль и Японию. Однако распространение технологий "двойного назначения" может сделать военно-космические технологии доступным значительно большему числу государств.
В годы "холодной войны" главным соперником США в военном космосе был Советский Союз. Между космическими программами двух супердержав существовало одно важное различие. В СССР космос "осваивали" прежде всего военные. В США изначально было проведено разделение между "военным" и "гражданским" космосом и было создано Национальное Аэрокосмическое Агентство США\НАСА\NASA. По данным журнала Air Force, 920 американских спутников, выведенных в период "холодной войны" выполняли гражданские миссии, 803 - военные. США провели 566 запусков космических аппаратов в военных целях и 674 - в гражданских, Россия -1645 военных и 1016 гражданских. Однако по оценкам ЦРУ\CIA, до 70% советских космических систем выполняли военные функции. 15% - функции двойного назначения и лишь 15% - чисто гражданские. Общий вес космических аппаратов, выведенных на орбиту, был в десять раз больше, чем у США. Аналитики ЦРУ отмечали, что это не очень важный показатель, поскольку США использовали миниатюрные спутники, благодаря лучшему качеству микроэлектроники. В период с 1962 по 1982 год СССР, в среднем, осуществлял ежегодно 73 запуска космических аппаратов, 48 из них в военных целях. В 1983-2003 годы число запусков сократилось до 55-ти (соответственно, 31). В 2004 году Россия совершила 23 запуска, 7 из них имели военное предназначение. Ныне космический бюджет Пентагона в 10 раз превышает аналогичный бюджет России.
В 2005 году бюджет Национального Аэрокосмического Агентства США\НАСА\NASA составит $16.2 млрд. (на 2006 год НАСА запрашивает $16.46 млрд.). После гибели космического "челнока" Columbia (2003 год) Администрация США приняла стратегическое решение к 2010 году, когда будет закончено строительство Международной Космической Станции (этот проект реализуется совместно с Россией, Канадой, Японией и 10 европейскими странами), отказаться от строительства новых "шаттлов". Следующим этапом развития этой программы станет разработка космического аппарата (носит название Crew Exploration Vehicle - CEV), который будет предназначен для доставки астронавтов на Луну (к 2002 году) и, теоретически, для организации пилотируемого полета на Марс. CEV должен быть построен к 2014 году. Однако CEV не будет являться аппаратом, способным самостоятельно взлететь с поверхности Земли. Согласно проекту, это космический корабль, предназначенный исключительно для совершения космических полетов. Таким образом, четыре года - с 2010, когда прекратят полеты имеющиеся "челноки", до 2014 США будут лишены кораблей, способных доставить космонавтов на орбиту.
Значительные космические программы реализует Министерство Обороны США\Department of Defense. Определить их бюджет достаточно сложно, так как космические расходы "размыты" среди иных статей бюджета. По оценкам Исследовательской Службы Конгресса США\Congressional Research Service, в 2005 году Пентагон израсходует на эти цели около $21.7 млрд., что превышает расходы на "мирный" космос.