Категории каталога
Каталог / Наука / Наука, техника и медицина / Революция NET. Дипломатия NET

Революция NET. Дипломатия NET

Роль информационных технологий и, особенно, Интернета в мире современной дипломатии сложно переоценить. Для описания этого феномена уже предложено несколько новых терминов, ни один из которых пока не получил всеобщего признания.

Первопроходцем, попытавшимся проанализировать взаимосвязь, существующую между информационными технологиями и дипломатией, стал американский исследователь Дэвид Роткопф\David Rothkopf, который в 1998 году в журнале Journal of International Affairs опубликовал статью "Киберполитика: Изменяющаяся Природа Силы в Информационный Век"\Cyberpolitik: The Changing Nature of Power in the Information Age. Роткопф считает, что наступила эра киберполитики, когда традиционные игроки - государства - уходят в тень, благодаря развитию информационных технологий. Если раньше они могли обладать монополией на знание (например, только дипломаты и разведчики могли иметь представление о событиях происходящих в том или ином отдаленном государстве), то теперь эта монополия навсегда утрачена. СМИ и пользователи Интернета часто владеют ситуацией лучше, чем профессионалы, находящиеся на государственной службе. В этой ситуации во внешнеполитических играх побеждает только то государство, которое оказывается лучше подготовленным к действиям в информационной сфере.

В 1999 году Джон Аркилла\John Arquilla и Дэвид Ронфелд\David Ronfeld, авторы исследования "Возникновение Ноополитики"\The Emergence of Noopolitik адаптировали к новым реалиям старый термин, некогда придуманный Пьером де Шарденом - "ноополитика" - то есть, "политика знания". По их мнению, роль государства в мире уменьшается, так как на арену вышли новые игроки, не представляющие государственные структуры: международные организации, транснациональные корпорации, СМИ, общественные организации, транснациональные террористические и криминальные структуры и пр. В мире ноополитики первую скрипку играют новости, идеи, слухи, мгновенно распространяющиеся по всему миру и де-факто формирующие мировое общественное мнение.

Американский ученый Ли Эдвардс\Lee Edwards в 2001 году ввел иной термин "медиаполитика". Он опубликовал книгу "Медиаполитика: Как Средства Массовой Информации Трансформировали Мировую Политику"\Mediapolitik: How the Mass Media Have Transformed World Politic. Эдвардс проанализировал, как складываются отношения между СМИ в демократических, авторитарных и тоталитарных государствах и пришел к выводу, что несмотря на различные исключения, средства массовой информации достаточно давно стали важнейшим фактором в международных отношениях. Он пишет: "существует четкая связь между правительствами, средствами массовой информации и общественным мнением в процессе формирования внешней политики". В понимании Эдвардса, СМИ, современным лидером которых являются телевидение и Интернет, давно играют важнейшую роль в мировой политике - фактически, именно они привлекают внимание обществ, правительств и дипломатов ко многим вопросам; СМИ формируют международную повестку дня, предлагают варианты разрешения кризисов и ставят "оценки" государственным деятелям.

В 2004 году Дэвид Больер\David Bollier, сотрудник исследовательского Aspen Institute, предложил еще одно обозначение процесса влияния Интернета на международные отношения - "NET политика" или "Сетевая Политика". В докладе "Возвышение Сетевой Политики"\The Rise of Netpolitik он указывает, что развитие Интернета и массовых коммуникаций изменило работу дипломатов на 80% - они более не пишут фундаментальные отчеты о событиях, происходящих в стране пребывания, не собирают информации о биографиях и личностных качествах местных государственных деятелей, не готовят обзоров по состоянию экономики, вооруженных сил и пр. Естественно, что дипломаты продолжают заниматься сбором информации на эти темы, однако они тратят больше времени на поиск конфиденциальной информации, не находящейся в общем доступе. 

По прогнозу Шерил Браун\Sheryl Brown и Маргариты Стадмейстер\Margarita Studemeister, сотрудников Американского Института Мира\United States Institute of Peace, изучающих влияние информационных технологий на дипломатию,  уже к 2015 году в арсенале дипломатов появятся личные средства связи и коммуникации, в том числе оснащенные портативными криптографическими устройствами, системами машинного перевода, глобального позиционирования и т.д. Формальные личные встречи и дорогостоящие командировки постепенно будут заменены он-лайн конференциями. Документооборот будет переведен на безбумажную основу. Большинство переговоров между дипломатическими работниками разных стран будут проходить с помощью интернет-конференций, поэтому число визитов дипломатов в иные страны мира будет уменьшаться. Консульская работа, то есть процесс проверки людей, желающих въехать в страну, и выдача виз, будет практически полностью автоматизирована. Технические инновации неизбежно приведут к тому, что посольствам и консульствам будет требоваться меньше персонала. Дипломатам неизбежно потребуются новые знания, которые они смогут получать, в том числе, обучаясь дистанционно.

Некоторые исследователи предсказывают, что информационные технологии и процесс глобализации изменят мир, а, соответственно, дипломатию кардинальным образом. К примеру, французский исследователь Жан-Мари Гуенно\Jean-Marie Guehenno считает, что в мире будущего исчезнут центральные правительства, поскольку информационная революция рано или поздно покончит с национальными государствами и размоет государственные границы. Джеймс Розенау\James Rosenau из Университета имени Джорджа Вашингтона\George Washington University придерживается иной точки зрения, что традиционные государственные границы будут заменены некими "рубежами", которые будут основаны не на территориальных, а на иных, возможно неизвестных ныне, принципах, которые Розенау называет "сферами власти".

Любопытно, что дипломаты всегда были предельно консервативны в области применения высоких технологий. К примеру, Министерство Иностранных дел Британской Империи получило первую телеграмму в 1840 году. Узнав об этом, министр иностранных дел лорд Пальмерстон воскликнул: "Боже! Это конец дипломатии!". Внешнеполитическое ведомство США относилось к телеграфу примерно таким же образом. Штатный телеграфист в Госдепартаменте появился лишь через 12 лет, после того, как телеграфом были оснащены офисы большинства крупных фирм мира. Однако этот телеграфист не занимался приемом и отправкой телеграмм - он выполнял обязанности курьера, принося и относя телеграммы на почту.

Впрочем, многие аналитики считают, что технические достижения не смогут кардинально повлиять на работу дипломатов. Базовые принципы дипломатического искусства, по мнению Уилсона Дизарда\Wilson Dizard, старшего научного сотрудника Центра Стратегических и Международных Исследований\Center for Strategic and International Studies,  мало изменились со времени Средневековья, когда, как пишет Дизард, "роль посла сводилась к тому, чтобы представлять Его величество при иностранном дворе, прибегая для этого к остроумию, храбрости и красноречию. Эти же задачи предстоит решать дипломатам и в будущем, используя вместо гусиного пера компьютер, а вместо почтового голубя - электронную почту".

Материал предоставлен: Washington ProFile

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru