Речь пойдёт об оружии, которое можно воспринимать как крайне гуманное, или наоборот, как крайне бесчеловечное. Как бы там ни было, факт есть факт: уже в будущем году начинаются полевые испытания полнофункционального непилотируемого истребителя.
В настоящее время уже построены два опытных образца самолёта, разработанного знаменитым агентством DARPA (Агентство передовых оборонных исследований США) и корпорацией Boeing. DARPA/Boeing X-45 – прототип непилотируемого истребителя (НПИ).
Полноценный вариант, который со временем предполагается поставить на вооружение американских ВВС, будет большего размера, нежели X-45. Разработчики обещают, что НПИ смогут летать на такое же расстояние, как и любой тактический истребитель. Самолёты будут оснащены порядочным количеством оружия, а также активным радаром и многочисленными сенсорами.
Разработчики хотят сделать свой самолёт настолько автономным, насколько это вообще возможно. Бортовой компьютер должен будет самостоятельно обнаруживать новые цели и выкручиваться из передряг, буде такие случатся. По идее.
Свою форму X-45A позаимствовал у экспериментального непилотируемого аппарата X-36, испытания которого проходили ещё в 1996 году. Правда, X-36 управлялся с земли, в то время как X-45, опять-таки, собираются сделать автономным. Насколько это вообще будет возможным.
Кстати, во время испытаний второго прототипа X-45 разработчики должны окончательно определиться с концепцией управления, так что будет ли он совершенно самостоятельным, до конца ещё не ясно.
Затея сделать эти самолёты насколько возможно самостоятельными – довольно интересна.
Если НПИ действительно будет принимать участие в боевых действиях, то это обеспечит использующей его стороне (угадайте, какой именно?) огромное, если не абсолютное, преимущество над авиацией противника. По идее.
А то и не только авиацией: в перспективе эти "малыши" должны будут вполне успешно расправляться с передвижными радарными и ракетными установками и другими наземными целями.
Иными словами, проект X-45 – это проект по созданию летающего высокоточного оружия.
Спросите любого военного, и он доложит вам, что эффект от высокоточного оружия может быть сопоставим с воздействием ядерных боеголовок.
Хотя тут есть одна важная оговорка.
Поединок "обычного" истребителя и "стэлса" будет напоминать бой вертлявой борзой с бультерьером: если второй первую сразу пополам не перешибёт, пиши пропало.
Неповоротливость самолётов вроде F-117, да и B-2, вызвана, в том числе, той самой "странной" формой, которая наравне с поглощающим радиоволны покрытием якобы делает его невидимым. Основные ТТХ оказались принесёнными в жертву этой самой хвалёной невидимости.
Однако низкочастотные радары видят его как миленького, а отсутствие должной манёвренности и низкая по нынешним меркам скорость (около 750-800 км/час максимум), делает его лёгкой мишенью для серьёзных систем вооружения, к коим до сих пор можно с чистой совестью отнести и "старичков" вроде MиГ-29 или Су-27.
А исполненные динамизма поединки МиГов и F-117 или F-22 – это плод PR-фантазии Пентагона, Голливуда и разработчиков компьютерных игр.
Один из проектов непилотируемых самолётов имеет целью создать НПИ, базирующийся на авианосцах. У ВМФ несколько другие требования, нежели у ВВС, — и по грузоподъёмности, и по посадке, и по длительности полёта, а главное – по управляемости и манёвренности.
А его предполагаемая конструкция должна обеспечить аппарату полную безопасность при посадке на авианосец. А это куда более сложный процесс, чем посадка на наземную ВПП. Тут требуется предельная точность управления и весьма значительная манёвренность самолёта, вернее, то, что можно было бы назвать "координацией движений".
Но есть и более "мудрёные" проекты конструкции самолёта. Например, концепция винта, в нужный момент преобразовывающегося в крыло — Canard Rotor/Wing.
Такой вертосамолёт сможет, по идее, взлетать вертикально, зависать над местностью и вообще вести себя наподобие вертолёта, перемещаясь при этом гораздо быстрее. Испытания этих аппаратов начнутся во второй половине этого года.
Итак, если всё у DARPA и Boeing получится, ситуация выйдет следующая.
Против "обычных" истребителей, управляемых высокопрофессиональными лётчиками, будут биться мелкие, вертлявые, хорошо вооружённые, малоуязвимые, невидимые или почти невидимые для радаров аппараты. Непилотируемые. Самостоятельные.
Он будет вспоминать, как в юности с удовольствием крошил эти поганые МиГи в компьютерных симуляторах. И, к слову сказать, для него, это будет именно игра.
В отличие от лётчика, сидящего в "нормальном" истребителе, и пытающегося, преодолевая перегрузки в несколько G, поймать в прицел и разнести в пыль эту вертлявую стерву, которая ничего не боится.
А чего ей бояться? Она металлическая, дешёвая (строительство НПИ будет обходиться в два раза дешевле "обычных" истребителей), и человека внутри нет.
Роботы против людей. Вдохновляет?
По правде говоря, нет, и вот почему. Вышеприведённые рассуждения – это идеальный вариант. А ничего идеального, как известно, нет.
Во-первых, из-за "своеобразной" формы X-45 вопрос манёвренности остаётся открытым. Если найдутся какие-то фатальные недостатки (а это произойдёт почти наверняка), их попытаются скрыть пропагандой, как это было со стэлсами. Однако, когда дело дойдёт до боя, всё мигом встанет на свои места.
И потом — скорость? Грузоподъёмность (сколько ракет сможет утащить)? Невидимость? Есть ли у DARPA или у Boeing технология, которая позволит сделать эти самолёты невидимыми и для низкочастотных радаров, которым наплевать на невидимость F-117?
На эти вопросы, конечно, ответит время. Проблема в том, что не только в США ведутся оборонные исследования. Что может быть противопоставлено НПИ?
Продолжение следует.