Суть гибрида в том, что его ротор, а, проще говоря, пропеллер, может превращаться в крылья и обратно.
То есть, взлетает аппарат как вертолёт, после того, как высота набрана, ротор фиксируется в перпендикулярном корпусу положении, теперь винт — это крылья, а аппарат становится самолётом.
Примечательно, что у нового аппарата ротор всего один — пропеллер на хвосте убран за ненадобностью: он прибавляет веса и делает вертолёт более заметным для радаров.
Тем, кого называют US Navy и Marines, для разведывательных операций только этого и не хватало.
Если вдуматься, то придумать определение к новому аппарату не так-то просто: в нашем распоряжении "само", "верто" и "лёт", а соединять придётся все три — иначе никак. Выходит, вариантов два: вертосамолёт и самовертолёт.
Первый вариант как-то благозвучнее, поэтому остановимся пока на нём. Впрочем, у вертосамолёта есть и своё родное название — Canard Rotor/Wing (CRW).
Возможно, кого-то в названии CRW смутит слово "Canard", которое чаще переводится, как "утка", ложный слух. В данном случае — ничего утиного: "Canard" означает "самолёт с горизонтальной стабилизацией" (airplane with horizontal stabilizing and control surfaces in front of supporting surfaces). Кстати, есть у CRW название и попроще — Dragonfly ("Стрекоза").
Обе стороны вложили в это дело по $12 миллионов. Так или иначе, в 2003 году этот проект должен быть завершён.
Предполагается, что CRW будут как пилотируемыми (на одного-двух человек), так и беспилотными — UAV'ами.
Всем, кто интересуется техническими подробностями на английском, предлагаем почитать, что пишет сам "Боинг", что рассказывает DARPA, что думает по этому поводу сайт Fas.org, и что пишет американский журнал National Defense.
Кстати, рассказывая о CRW, журнал New Scientist припоминает "Боингу" предыдущий вертосамолёт — MV-22 Osprey, который дважды разбивался, погубив 12 человек. Нам же вспомнился аппарат, о котором писал всё тот же New Scientist. Этот беспилотный аппарат почти тёзка CRW — он называется SRC (SiMiCon Rotor Craft).
SiMiCon — это название норвежской компании-разработчика, чьё детище в форме диска (диаметр 4,5 метра) также можно назвать вертосамолётом, потому что летает оно и так, и эдак.
Когда лопасти не нужны, они складываются.
SiMiCon Rotor Craft успешно прошёл тоннельные испытания в Норвежском национальном университете технологии и науки в Трондхейме (Norway's National University for Technology and Science in Trondheim), но когда SRC будет востребован — пока неясно.
Помимо военных шпионских миссий, норвежцы хотели бы, чтобы их аппарат послужил и гражданским: геологам, экологам, полицейским — но до этого, как они говорят, ещё далеко: лет через пять после того, как первый серийный SRC поднимется в воздух.