Категории каталога
Каталог / Наука / Военные технологии / CRW и CRC: самолёт плюс вертолёт — это вертосамолёт

CRW и CRC: самолёт плюс вертолёт — это вертосамолёт

Суть гибрида в том, что его ротор, а, проще говоря, пропеллер, может превращаться в крылья и обратно.

То есть, взлетает аппарат как вертолёт, после того, как высота набрана, ротор фиксируется в перпендикулярном корпусу положении, теперь винт — это крылья, а аппарат становится самолётом.

Примечательно, что у нового аппарата ротор всего один — пропеллер на хвосте убран за ненадобностью: он прибавляет веса и делает вертолёт более заметным для радаров.

Взлетев с авианосца, Canard Rotor/Wing из вертолёта превратился в самолёт.

Взлетев с авианосца, Canard Rotor/Wing из вертолёта превратился в самолёт.
Естественно, возникает вопрос — зачем всё это? А затем, что такой аппарат летает быстрее вертолёта, а взлетает и садится он при этом вертикально (VTOL — vertical take-off and landing).

Тем, кого называют US Navy и Marines, для разведывательных операций только этого и не хватало.

Если вдуматься, то придумать определение к новому аппарату не так-то просто: в нашем распоряжении "само", "верто" и "лёт", а соединять придётся все три — иначе никак. Выходит, вариантов два: вертосамолёт и самовертолёт.

Первый вариант как-то благозвучнее, поэтому остановимся пока на нём. Впрочем, у вертосамолёта есть и своё родное название — Canard Rotor/Wing (CRW).

Вот по такому принципу и летает Canard Rotor/Wing. Иллюстрация из журнала New Scientist.

Вот по такому принципу и летает Canard Rotor/Wing. Иллюстрация из журнала New Scientist.

Возможно, кого-то в названии CRW смутит слово "Canard", которое чаще переводится, как "утка", ложный слух. В данном случае — ничего утиного: "Canard" означает "самолёт с горизонтальной стабилизацией" (airplane with horizontal stabilizing and control surfaces in front of supporting surfaces). Кстати, есть у CRW название и попроще — Dragonfly ("Стрекоза").

Боевая пилотируемая версия CRW.

Боевая пилотируемая версия CRW.
CRW — это совместная разработка авиастроителей из "Боинга" (Boeing Phantom Works) и сотрудников исследовательского агентства Пентагона по перспективным оборонным разработкам (Defense Advanced Research Projects Agency — DARPA).

Обе стороны вложили в это дело по $12 миллионов. Так или иначе, в 2003 году этот проект должен быть завершён.

Предполагается, что CRW будут как пилотируемыми (на одного-двух человек), так и беспилотными — UAV'ами.

Всем, кто интересуется техническими подробностями на английском, предлагаем почитать, что пишет сам "Боинг", что рассказывает DARPA, что думает по этому поводу сайт Fas.org, и что пишет американский журнал National Defense.

Принцип действия SiMiCon Rotor Craft. Иллюстрация из журнала New Scientist.

Принцип действия SiMiCon Rotor Craft. Иллюстрация из журнала New Scientist.

Кстати, рассказывая о CRW, журнал New Scientist припоминает "Боингу" предыдущий вертосамолёт — MV-22 Osprey, который дважды разбивался, погубив 12 человек. Нам же вспомнился аппарат, о котором писал всё тот же New Scientist. Этот беспилотный аппарат почти тёзка CRW — он называется SRC (SiMiCon Rotor Craft).

SiMiCon — это название норвежской компании-разработчика, чьё детище в форме диска (диаметр 4,5 метра) также можно назвать вертосамолётом, потому что летает оно и так, и эдак.

Компьютерная модель нашего будущего: над городом летают беспилотные аппараты шпионы. В данном случае – это SiMiCon Rotor Craft.

Компьютерная модель нашего будущего: над городом летают беспилотные аппараты шпионы. В данном случае – это SiMiCon Rotor Craft.
Ротор с четырьмя лопастями позволяет SRC вертикально взлетать, приземляться и парить, а реактивный двигатель включается, когда нужно набрать скорость.

Когда лопасти не нужны, они складываются.

SiMiCon Rotor Craft успешно прошёл тоннельные испытания в Норвежском национальном университете технологии и науки в Трондхейме (Norway's National University for Technology and Science in Trondheim), но когда SRC будет востребован — пока неясно.

Помимо военных шпионских миссий, норвежцы хотели бы, чтобы их аппарат послужил и гражданским: геологам, экологам, полицейским — но до этого, как они говорят, ещё далеко: лет через пять после того, как первый серийный SRC поднимется в воздух.

Материал предоставлен: Membrana.RU - Люди. Идеи. Технологии.

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru