Компания R. G. LeTourneau (ныне LeTourneau Inc.) была создана человеком, который вошёл в историю США, как талантливый инженер-новатор, прошедший путь от рядового механика до владельца компании, а также как великий филантроп и основатель университета своего имени. Будучи глубоко набожным человеком, Летурно жертвовал на разные цели до 90% прибыли со своих акций.
А началось всё с того, что в 1909 году молодой Летурно начал строить скреперы целиком сварной конструкции. Тогда-то он, по некоторым сведениям, и изобрёл бульдозер — землеройный отвал, установленный впереди гусеничного трактора.
В 1932 году Летурно впервые оснастил свои скреперы пневматическими шинами, а в 1935-м завод LeTourneau переехал из Калифорнии в штат Иллинойс, поближе к тракторной фирме Caterpillar. Трактора именно этой фирмы служили основной "тягловой силой" для скреперов LeTourneau.
В первые дни Второй Мировой войны LeTourneau превратилась в крупнейшего поставщика дорожно-строительных машин для армий союзников. Всего было поставлено 8 тысяч самоходных и прицепных скреперов и 14 тысяч бульдозерных отвалов, что составляло 70% от общего выпуска подобной техники.
Одной из интереснейших особенностей "монстров" было то, что все они, начиная с 1950 года, имели электромеханическую трансмиссию с электромоторами, смонтированными в каждом колесе. До этого машины имели механическую трансмиссию.
Несколько моделей тягачей Tournapull объединялись в две серии. Самыми большими были машины серии "А". Они оснащались одним или двумя (как модель А5 1943 года) дизельными двигателями General Motors 6-110 мощностью 275 лошадиных сил. Модели серии Super C были поменьше.
Прицепные и полуприцепные скреперы имели общее название Carryall. Наиболее распространены были прицепная модель LS и полуприцепная LP. Бульдозерные отвалы монтировались на гусеничные тракторы фирм Allis-Chalmers, International Harvester и Caterpillar.
В ходе войны появилась необходимость и в создании подъёмных кранов, которые могли бы поднять целый самолёт при ликвидации последствий авиакатастроф, когда нужно быстро очистить посадочную полосу для приёма других самолётов.
В 1944 году такой кран был создан в виде полуприцепа для одноосного тягача серии "А". Машина получила название LeTourneau A Tourncrane. Кран имел грузоподъёмность 25 американских тонн. Двигатель — дизель General Motors 6-110 мощностью 275 "лошадей". Построен был только один экземпляр.
Серийно выпускались краны аналогичной конструкции, но меньшей грузоподъёмности. В 1944-м они в больших количествах применялись для разгрузки судов во время высадки союзников в Нормандии.
Какого-либо военного обозначения ей не присваивалось. Машина имела сочленённую конструкцию и состояла из двух одноосных тягачей LeTourneau серии Super A Tournapull, соединённых между собой платформой для установки орудия. Вместо пушки был смонтирован её макет.
Максимальная скорость — 55 миль в час (88 км/час). Принимая во внимание сложность конструкции и чрезмерные габариты машины, достаточно трудно понять, в чём заключалась целесообразность её создания.
Ещё одной необычной по конструкции машиной был транспортировщик танков Т4. Он был создан к весне 1944 года и предназначался для перевозки и эвакуации танков, в том числе и непосредственно на поле боя.
Машина состояла из двух головных частей, в каждой из которых находились моторно-трансмиссионное отделение и бронированные кабины экипажа, а также — грузовой платформы. Такая компоновка позволяла T4 Tank Transporter двигаться в любом направлении без разворота.
Танк загружался на платформу при помощи лебёдок боком по специальным аппарелям. Каждая головная часть имела по два карбюраторных двигателя Cadillac. Суммарная мощность всех четырёх двигателей была 440 лошадиных сил.
Грузоподъёмность — 33,7 тонны (что соответствует весу танка М4 Sherman). Полный вес транспортера — 68,1 тонны. Серийно не выпускался.
Отдельно следует отметить автопоезд LCC X1 (Logistical Cargo Carrier) постройки 1957 года, вторую модель которого в LeTourneau создали для армии США в 1962-м.
Overland Train (сухопутный поезд), известный как LCC-1, был длиной 572 фута (174 метра!) и управлялся экипажем из 6 человек.
"Поезд" состоял из 8 грузовых прицепов грузоподъёмностью 15 тонн каждый, двух моторных прицепов и одного прицепа с топливом. На каждом моторном прицепе размещались по 2 газотурбинных двигателя International Harvester Solar Model T-1000 мощностью по 870 "лошадей".
Эти двигатели питали электрогенераторы, откуда ток поступал в электромоторы, смонтированные внутри каждого из 54 колёс. Автопоезд поступил на испытательную станцию Армии США в Юма, Аризона и тестировался в пустынной местности.
В отличие от предшественника, LCC X1, применявшегося для военных перевозок в Гренландии, LCC-1 ни когда не имел практического применения, зато "локомотив" имел на два колеса больше: 6 вместо 4.
Секция была адаптирована для применения как в пустыне, так и в Арктике.
По данным журнала Wheels and Tracks за 1989 год, прицепы к тому времени не сохранились, от LCC-1 осталась только "голова" (control car), которая была выставлена на продажу в той же Юме.
За нее просили $175 тысяч. В настоящее время машина, окрашенная в красный цвет, вроде бы находится в Yuma Proving Ground Heritage Center.
Редакция благодарит за предоставленные материалы Сергея Егорова, создателя военно-автомобильного сайта MILitary TRUCKER. Кое-какую дополнительную информацию по машинам компании LeTourneau можно найти на сайте TOURNAnet.com.