Вы думаете, история с письмами в ракете розыгрыш? Как бы не так: данный факт стал одним из самых значимых событий в истории U.S. Postal Service за период с 1775-го по 1993 годы. С него и начнём.
Ракета типа Regulus, выпущенная в 9:30 утра с субмарины Barbero (SSG-317), летела 22 минуты на высоте 10 тысяч метров со скоростью более 350 км/сек (те, кто читает статью не 1 апреля, могут определить высоту и скорость самостоятельно — прим. ред.).
Письма в ракете простыми не назовёшь: они были адресованы правительственным должностным лицам, главам почтовых служб 99 стран-членов Universal Postal Union, самому президенту США Эйзенхауэру (Dwight D. Eisenhower) и другим "шишкам".
Долетела она до военно-морской базы во Флориде (Naval Auxiliary Air Station in Mayport) и приземлилась, как ни странно, благополучно, без разрушений и жертв. Там письма были переданы сотрудникам местного почтового отделения.
Тогдашний руководитель почтового ведомства Артур Саммерфилд (Arthur E. Summerfield) назвал эксперимент успешным и сказал по поводу ракетной почты следующее:
"Прежде, чем человек достигнет Луны, почта из Нью-Йорка в Калифорнию, Англию, Индию или Австралию будет доставляться управляемыми ракетами за считанные часы".
Ещё он заявил, что "мы стоим на пороге ракетной почты", а также, что "факт использования ракеты для достижения мирной, важной и практической цели — доставки почты — имеет историческое значение для народов всего мира".
Ничего не скажешь, интересная вышла штука — "Missile Mail" — мирная военная технология. Сегодня же почтовая служба Америки объясняет рождение, вроде бы, достаточно абсурдной идеи следующим образом:
Способы, ставшие нынче банальными — железные дороги, автомобили и самолёты — были подхвачены почтальонами в радикальном состоянии, свойственному моменту рождения. Тогда их считали модными, неосуществимыми хитроумными изобретениями и тому подобным".
В общем, этот эксперимент с почтовой ракетой "иллюстрирует дух новаторства руководства почтовой службы", хотя, в данном случае история и доказала обратное.
Кстати, U.S. Postal Service не упустил шанса нагреть руки на "Missile Mail", хотя запусков больше не производилось. Почтовики выпустили конверты и 4-центовые марки, за которые и сегодня филателисты готовы выложить кучу денег.
На одних марках нарисован исторический перелёт, на других — место приземления. Да, и сами письма, доставленные ракетой, стали раритетом и демонстрируются на выставках. Вот, казалось бы, и вся история "ракетной почты". Но ведь это не так.
Энтузиаст Пол Роулс (Paul A. Roales) с сентября 1997 года искал повсюду информацию о почтовых ракетах, а всё, что сумел собрать до 2000 года, выложил на специальной страничке.
Само собой, идея не могла реализоваться до того, как был достигнут прогресс в ракетостроении. В первый раз полёт "Rocket Mail" был, по информации энтузиаста, осуществлён 2 февраля 1931 года, когда 102 конверта и карты были запущены Фридрихом Шмидлем (Friedrich Schmiedl) в Австрии.
Первый американский рейс почтовой ракеты был произведён 1 июля 1931 года в штате Огайо. В некоторых справочниках называется более ранняя дата — 5 мая 1904 года: тогда, якобы, ракета стартовала с воздушного шара Ченси Фелпса (Chancy C. Phelps), но уверенности в этом нет.
В 1930-х многие страны запускали почтовые ракеты. А 2 июля 1936 года был произведён первый международный перелёт почтовой ракеты из США в Мексику. И так далее.
А что же до объяснений факта, что история "ракетной почты" берёт своё начало с 8 июня 1959 года, а не на 100 лет раньше, то, думается, они примерно такие: с подлодки Barbero был совершён первый официальный запуск.
И не "Rocket Mail", а "Missile Mail". Причём и тот и другой термины нередко используют, говоря о доставке писем в космос, а это другая совсем песня.
И потом, вспомним слова бывшего главного почтальона Америки про "историческое значение для народов всего мира" — всем известно о стремлении американцев переписать историю под себя. Их нынешняя "ракетная почта" говорит об этом весьма красноречиво.