Категории каталога
Каталог / Наука / Военные технологии / Вело-мото с пулемётом: первый броневик родился в 1899 году

Вело-мото с пулемётом: первый броневик родился в 1899 году

Прямо в начале закончим историю про войну с бурами. Африканцы, не желая терять власть, оказали британцам самое серьёзное сопротивление.

Велики были и потери среди кавалеристов-разведчиков, с которыми расправлялись буры-снайперы. Вот с ними-то и должна была, по идее, совладать пулеметающая четырёхколёсная мотоколяска.

Не удивляйтесь — это первое бронированное транспортное средство (Armored Fighting Vehicle — AFV) в мире, а также первый боевой мотоцикл, одетый хоть в какую-то броню.

Так уж у нас, человеков, повелось: появилось что-то новое — первым делом пулемёты, а потому уже всё остальное. Действительно, с момента разработки Генри Фордом того, что принято считать чуть ли не первым автомобилем, до нашего "броневицикла" прошло всего-ничего.

Наши дни. США. Радиоуправляемая модель квадроцикла Симмса продаётся за $18 (фото rctankcombat.com).

Наши дни. США. Радиоуправляемая модель квадроцикла Симмса продаётся за $18 (фото rctankcombat.com).
Судите сами, только в 1896 году Форд выехал в мир на своём квадроцикле (Quadricycle), который собрал для самоувеселения, а уже в 1899-м в Ричмонде общественность увидела англичанина практически на такой же коляске, но уже с пулемётным станком.

Пришло время назвать имя британского изобретателя. Его звали Фредерик Симмс (Frederic R. Simms). Доподлинно неизвестно, как называлось это грозное средство передвижения и уничтожения. Более-менее часто встречающееся название — "Бронированный квадроцикл Симмса" (Simms' Armoured Quadricycle).

Но, по большому счёту, обозвать это трудновато, так как: ещё не автомобиль, уже не мотоцикл (колёс многовато), но — немного велосипед. Да-да, пулемётчик мог ехать на педальной тяге.

На старинной фотографии непросто что-либо разглядеть, но похоже, что на левой ручке руля болтается велосипедный звонок. Было бы вдвойне забавно, если это так. Учитывая пулемёт "Максим" калибра 7,62 мм, конечно.

Что касается мощности, то в этом плане квадроцикл Симмса, прямо скажем, не блистал. Сзади был установлен французский одноцилиндровый двигатель De Dion всего-то на полторы лошадиные силы.

Главной же инновацией, как нетрудно догадаться, был не пулемёт, появившийся для тех времён недавно — в 1883 году. Новаторским был щиток из брони, кое-как прикрывавший голову и грудь согнувшегося у руля джентльмена, сосредоточенно выискивающего через амбразуру обреченную цель.

Посмотрим на Симмса ещё раз. Поближе.

Посмотрим на Симмса ещё раз. Поближе.
Не ясно, почему Симмс не прикрыл бронёй всю фронтальную часть, ведь под пулемётом были установлены коробки с патронами. Возможно, изобретателя беспокоила проблема избыточного веса, которая в конце концов и сгубила бронированные мотоциклы — об этом ниже.

И вот представьте себя на месте буров, на которых "с налёта, с поворота" выезжает не привычный снайперскому глазу кавалерист, а вовсе даже прячущий буйну голову за щитком сердитый мотовелосипедист с пулемётом.

Другое дело, что наезднику полагалось бы являться и водителем, и стрелком одновременно, а для этого, надо думать, необходимы определённые навыки. Кроме того, как мы помним по фильмам, "Максим" обслуживали двое: один стреляет, другой ленту подаёт.

Так или иначе, как показывает фотоснимок, рвущийся в бой англичанин в костюме и котелке верхом на такой коляске являл собой не грозное, а, скорее, трогательное зрелище. В какой-то мере, хрупкое создание.

Стало быть, неудивительно, что ни Оранжевое государство, ни Трансвааль не сталкивались в бою с этим транспортным средством.

Справедливости ради необходимо отметить, что начинание Симмса всё же было оценено потомками. Бронированные щитки вошли в обиход военных уже в Первую Мировую, только ставили их на обычные мотоциклы с коляской для защиты сидящего в ней пулемётчика.

Landsverk 210 — результат шведского бронирования мотоцикла Harley Davidson.

Landsverk 210 — результат шведского бронирования мотоцикла Harley Davidson.
Дальше других в деле бронирования мототехники зашли, кстати говоря, шведы, превратившие Harley Davidson практически в танк под названием Landsverk 210.

Прослужив в армии всего год с 1932-го по 1933-й, этот "бронетранспортёр" был отправлен в отставку, потому что сталь и броня лишили мотоцикл скорости, манёвренности и проходимости.

В том-то и дело. При всей своей курьёзности квадроцикл Симмса сохранял лёгкость, тогда как последующие эксперименты приводили к на редкость неудачному компромиссу: ни полноценных мотоциклов, ни нормальных броневиков сделать не удавалось. Выходила середина, причём никак не золотая.

Таким образом, последние эксперименты на этом неблагодарном поприще датированы 1940-ми.

Ясно, что в 1899 году Фредерик Симмс, как ни вглядывался в амбразуру "Максима", такого провального будущего для своего детища увидеть не мог. В амбразуру вообще трудно увидеть будущее.

Однако его казусный квадроцикл до сих пор представляет некоторый интерес. Вы ведь прочли эту статью, не так ли?

Материал предоставлен: Membrana.RU - Люди. Идеи. Технологии.

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru