Речь идёт о проекте агентства DARPA под названием "Морж" (Walrus). С тех пор, как мы его расписали во всех известных на тот момент подробностях, прошёл 1 год ровно. Поэтому коротко напомним, в чём суть этой программы, тем более, что некоторые детали уточнены.
Военные нуждаются в воздушном судне (Walrus operational vehicle — OV), способном за приемлемую цену перенести 500 тонн полезного груза (в том числе – 1,8 тысячи бойцов) на расстояние 22 тысячи километров менее чем за 7 суток. Бойцы должны участвовать в бою через 6 часов после высадки с судна.
Сам корабль задумывается как "трифибия"("tri-phibian"). Это означает, что судно должно одинаково комфортно чувствовать себя в воздухе, на земле и на воде.
Притом, что "Морж" должен вобрать в себя ряд экспериментальных технологических новинок и, быть может, сам стать отправной точкой для некоторых изобретений – он не имеет права требовать строительства специальной инфраструктуры и переделки уже существующей.
Lockheed Martin выделено немногим меньше $3 миллионов, а мало кому известной корпорации Aeros Aeronautical Systems — $3,3 миллиона.
Но это не означает одну лишь бумажную волокиту: в августе-сентябре 2006-го двое подрядчиков должны представить агентству готовые проекты вкупе с демонстраторами перспективных технологий (Advanced Technology Demonstration — ATD), то есть, выкатить какие-то прототипы воздушного судна, модели и макеты.
Если же обе концепции покажутся специалистам агентства нежизнеспособными, программа "Морж" будет свёрнута к чёртовой матери (это, впрочем, может произойти и на любом последующем этапе).
Заметим, что корпорация Aeros в дирижаблестроении – не новичок, да и гиганту Lockheed Martin, одному из главных поставщиков Пентагона, в данной области опыта не занимать. Любопытно будет взглянуть на их "Моржей", если, конечно, нам их покажут.
"На встрече в Пентагоне, организованной объединённым комитетом начальников штабов в апреле 2001 года, было выражено желание увидеть демонстрацию нашего прототипа SkyFreighter, — сообщает фирма. — Мы верим в этот воздушный корабль, в уникальные возможности, которые он предоставит нашим вооружённым силам. Свои предложения мы отправили DARPA по почте 30 марта".
И вот прошло четыре года, а от агентства, стало быть, ни ответа, ни привета. Но Millenium Airship не унывает и, всё же рассчитывая на военных, нацеливается на коммерческий сектор.
Millenium Airship утверждает, что её SkyFreighter заполняет собой нишу между морскими судами (идут медленно, зато грузов больше) и самолётами (они быстрее, но ограничены в тоннаже и размере груза).
"Ожидается, что коммерческий проект судна опытного образца стартует в конце лета 2005", — сообщила компания и с апреля затихла. Может, воспрянет ещё. Зря, что ли, картинки красивые рисовали и спецификации сочиняли? Да, у руководства стаж в авиации по 20-30 лет.