Сурикаты (Suricata suricatta) – это маленькие млекопитающие зверьки из семейства мангустовых длиной около 20 сантиметров и весом чуть больше 700 граммов. Согласно поверью, распространенному на юге Африки, сурикаты – это солнечные ангелы, которые защищают деревни от лунных дьяволов (так в Замбии и Зимбабве называют оборотней), нападающих на отбившихся от стада животных.
Правда ли насчёт оборотней – никто из биологов не уточняет, но известно, что у сурикатов есть способность, которая действительно выглядит несколько сверхъестественно: они питаются тем, что могло бы сделать рацион других животных смертельным. Например, ядовитыми скорпионами и змеями.
В биологии известен ряд примеров, когда взрослые млекопитающие обучают свой молодняк. Но это обучение совершенно пассивно, и его смысл предельно прост: большие делают, а маленькие, глядя на них, повторяют.
Однако у сурикатов – общественных животных, обитающих группами примерно по 40 особей — всё немного по-другому. Исследователи обнаружили, что старшие играют активную роль в обучении подрастающего поколения, и в их существовании эта "педагогика" занимает значительное место.
Вот поэтому сурикаты и обучают малышей, заставляя их ловить, обезвреживать и, собственно, есть эту небезопасную пищу.
Особенно интересно ведут себя взрослые особи – так называемые "помощники". Они, услышав голодные крики малышей, торопятся найти им еду и накормить. Но кормят всех по-разному.
"Когда детёныши очень маленькие, всю пищу им приносят убитой", — говорит руководитель проекта "Сурикаты Калахари" (Kalahari Meerkats) Алекс Торнтон (Alex Thornton) из Кембриджского университета (University of Cambridge). – Но по мере того, как малыши взрослеют, им всё больше приносят живой еды".
Как говорит Торнтон, "прибыль" от усилий сурикатов вполне очевидна: для них важно, чтобы популяция была крупной и сплочённой, ведь только организованной стаей они могут защищаться от хищников.
В принципе возможно, что сурикат в детстве мог бы вообще никогда не столкнуться со скорпионом или ящерицей. Однако взрослые стараются предоставить ему такую возможность: показать неизвестную пищу и заставить обезвредить её.
Именно такое "социальное обучение", по мнению исследователей, и отличает сурикатов от других видов общественных представителей животного мира.
Торнтон говорит, что млекопитающие нередко ведут себя примерно таким образом. Они могут выкопать нору, будто бы говоря молодняку: "Это так и нужно делать", на чём "урок" и заканчивается. Однако в случае с сурикатами можно говорить о "педагогике" именно потому, что старший целенаправленно управляет обучением, а не просто показывает.
Часто полагают, что любое обучение у животных возможно только когда взрослые беспокоятся из-за невнимательности малыша. "Другими словами, можно подумать, что старшие видят необходимость обучить детей. Однако действительно ли они так думают, и что вообще они думают – может оказаться вопросом без ответа", — так несколько скептически прокомментировал исследование Стивен Хопп (Steven L. Hopp) из колледжа Эмори и Генри (Emory and Henry College).
И, тем не менее, обучение сурикатов, по мнению Торнтона, играет в зоологии значительную роль. Он утверждает, что это исследование заставит пересмотреть подходы к изучению процессов воспитания и у других млекопитающих. Например, у крупных представителей кошачьих, ведь их детёнышам тоже, наверняка, непросто получить такие сложные охотничьи навыки самостоятельно.