Категории каталога
Каталог / Природа и путешествия / Живая природа / Вымышленные твари помогают людям поверить в себя

Вымышленные твари помогают людям поверить в себя

Лорен Колеман (Loren Coleman) ищет реальные следы фольклорных существ.

Нет, он не утверждает, что все они непременно существовали в действительности. Но полагает, что в некоторых случаях предания могли запечатлеть нечто подлинное, но от нынешней науки пока ускользнувшее.

Нашли же люди целаканта, считавшегося вымершим миллионы лет назад. А недавно, скажем, был сфотографирован гигантский кальмар – чем не прототип для старинных морских историй об океанских чудовищах?

Мистер Колеман (внизу) и модель йети (фото Loren Coleman).

Мистер Колеман (внизу) и модель йети (фото Loren Coleman).
Однако для многих люди, ищущие йети, это едва не синоним шарлатанов.

Возможно, руководствуясь принципом "клин клином вышибают", Колеман развернулся вовсю с выставкой таких существ, про которых едва ли скажешь, что они имеют хоть какое-то отношение к реальности и к науке.

Симпозиум и выставка "Криптозоология: вне масштаба времени" (Cryptozoology— Out of Time Place Scale) прошли в конце октября в музее искусств колледжа Бейтса (Bates College Museum of Art).

Здесь, утверждает Колеман, он чувствовал себя как рыба в воде. Ведь благодарные зрители, окружённые "пещерными викингами" и, к примеру, подземными гуманоидами-рептилиями едва ли стали бы высмеивать его работу.

Рисунок Джеффри Волланса (Jeffrey Vallance): обезьяна, Дарвин, йети и пещерный человек, носящий шлем викинга. Восприятие науки и "околонауки" массовым сознанием? (иллюстрация Jeffrey Vallance/Lehmann Maupin Gallery).

Рисунок Джеффри Волланса (Jeffrey Vallance): обезьяна, Дарвин, йети и пещерный человек, носящий шлем викинга. Восприятие науки и "околонауки" массовым сознанием? (иллюстрация Jeffrey Vallance/Lehmann Maupin Gallery).
Директор музея, Марк Бессир (Marc Bessire), подчеркнул, что выставка вовсе не призвана узаконить или, напротив, высмеять и развенчать криптозоологию, но поможет найти точки её пересечения с художественной и поп-культурой. Словом – это не атака, но приглашение к диалогу.

Криптозоологию многие сравнивают с поисками НЛО. И высокий спрос публики на подобные разоблачения – также похож на уфологический ажиотаж.

"Растение, поедающее человека" Алексиса Рокмэна (иллюстрация Alexis Rockman).

"Растение, поедающее человека" Алексиса Рокмэна (иллюстрация Alexis Rockman).
И всё же в криптозоологии есть рациональное зерно. Разве находка останков так называемых хоббитов – не свидетельство того, что древние легенды могут быть сильно искажёнными отголосками реальных встреч людей и необычных существ (вся история — тут, тут, тут и тут)?
В разных частях света вам расскажут массу историй о неизвестных науке монстрах (иллюстрация Ellen Lesperance/Jeanine Oleson/Monya Rowe Gallery).

В разных частях света вам расскажут массу историй о неизвестных науке монстрах (иллюстрация Ellen Lesperance/Jeanine Oleson/Monya Rowe Gallery).
В защиту криптозоологии Колеман приводит и такой довод: когда в XIX веке нашли останки неандертальца, многие учёные настаивали, что это кости обычного человека, просто больного и уродливого. Потом всё же выяснилось – это не уродства – это другой вид человека.
"Рыбалка" Алексиса Рокмэна. Быть может, поиски невиданных зверей очень похожи на такую рыбалку (иллюстрация Alexis Rockman).

"Рыбалка" Алексиса Рокмэна. Быть может, поиски невиданных зверей очень похожи на такую рыбалку (иллюстрация Alexis Rockman).
Сейчас эта история один в один повторяется с хоббитами.

Специалисты разделились на сторонников их уникальности и тех, кто утверждает, что это самый обычный сапиенс, только с болезненными отклонениями.

Известно, что криптозоологи записывают местные легенды и свидетельства людей, рассказывающих о встречах с необычными существами.

Традиционная наука обычно отмахивается от таких историй, списывая их на суеверия.

Но кто знает, не смотрели бы такие учёные сейчас на криптозоологию другими глазами, если бы в 1962 году не взорвался при таинственных обстоятельствах самолёт техасского нефтяного магната Тома Слика (Tom Slick), главного, в то время, покровителя экспедиций по поиску йети в Гималаях?

Ещё один экспонат выставки. Джеми Вит (Jamie Wyeth), "Antibus". Помесь муравьеда и гризли, судя по всему (иллюстрация с сайта abacus.bates.edu).

Ещё один экспонат выставки. Джеми Вит (Jamie Wyeth), "Antibus". Помесь муравьеда и гризли, судя по всему (иллюстрация с сайта abacus.bates.edu).
Колеман говорит, что с тех пор у криптозоологов не было по-настоящему серьёзных средств, чтобы широко развернуть свои исследования.

Быть может, тогда некоторые из фольклорных существ перекочевали бы в учебники зоологии. Заставив художников фантазировать о каких-нибудь иных причудливых созданиях.

Ещё пара "видений" таинственного мира. От Марка Свэнсона (Marc Swanson) и Алексиса Рокмэна (иллюстрации с сайта abacus.bates.edu).

Ещё пара "видений" таинственного мира. От Марка Свэнсона (Marc Swanson) и Алексиса Рокмэна (иллюстрации с сайта abacus.bates.edu).
Ведь фантазии не всегда бывают беспочвенными. Чупакабра, йети, сверхкрупные змеи, мокеле-мбембе. Кто из них разделит счастливую участь гигантского кальмара и будет "реабилитирован" в глазах науки?
Материал предоставлен: Membrana.RU - Люди. Идеи. Технологии.

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru