Речь пойдёт о посягательстве новых технологий на "самое святое" — телерекламу, которая, как известно, всем рекламам реклама, самая эффективная и дорогая. Дорожат ей, разумеется, те, кто получает с неё тем или иным образом сумасшедшие прибыли в виде денег, пиара и тому подобного.
А ужас ужасов (horror of horrors) исходит от так называемых цифровых видеомагнитофонов (Digital Video Recording — DVR или Personal Video Recorders — PVR), которые пишут не на плёнку, а на жёсткий диск компьютера или свой собственный.
Уходя на работу, вы программируете устройство, и оно к вечеру выдаёт вам любимые передачи, а рекламные блоки при просмотре будут проматываться с такой фантастической скоростью, что вы их и не заметите.
Хотя есть UltimateTV от Microsoft, на сегодняшний день на рынке DVR два других главных игрока: примерная TiVo и скандально известная SONICblue вместе с поглощённой ею компанией ReplayTV.
Вначале коротко о TiVo, которую прекрасно иллюстрирует история, рассказанная журналом Wired 14 января 2003 года.
Пользователи приставки TiVo открыли для себя волшебную комбинацию из пяти кнопок, набрав которую можно с одного щелчка перематывать записанную рекламу 30-секундными отрезками.
Своим открытием владельцы DVR тут же начали делиться на форумах и блогах.
Менеджеры TiVo были неприятно поражены этим событием, обозвав первооткрывателей хакерами и подчеркнув, что "это не официальная особенность", а функция, разработанная для внутреннего пользования.
Всячески открестившись от 30-секундной перемотки рекламы, TiVo постаралась убрать её из своей техники, что конечных потребителей вовсе не обрадовало. Вот такие дела. Почему так? Чего испугалась TiVo?
Все они подали на SONICblue в суд, который, впрочем, решения не принял до сих пор.
Причины такой большой нелюбви доходчиво объясняет редактор юридического ресурса GigaLaw Дуглас Айсенберг (Douglas M. Isenberg):
"Индустрия развлечений нападает на ReplayTV по двум причинам:
— Новая техника позволяет делать запись телевизионных программ и впоследствии смотреть их без рекламы, тем самым, соблазняя рекламодателей махнуть рукой на то, что жизненная основа большинства телевизионных каналов — это реклама;
— Та же техника даёт возможность владельцам ReplayTV делиться записями через Интернет, таким образом, позволяя людям, не оплачивающим просмотр тех или иных каналов, смотреть их передачи абсолютно бесплатно.
И то, и другое, по мнению истцов, является нарушением их прав на интеллектуальную собственность".
А вот, что пишут об антирекламных возможностях сами разработчики:
"Рекламные паузы вас больше не будут беспокоить! Функция Commercial Advance по вашему желанию даст вам возможность проскакивать через все рекламные блоки. Никакой быстрой перемотки, никакого взаимодействия с пультом дистанционного управления — только "вспышка" на долю секунды, и вы возвращаетесь к просмотру!
Система может устранять приблизительно 96% от всех коммерческих роликов, но не волнуйтесь — вы можете смотреть записи и с рекламой. Если вы действительно этого хотите, используйте функцию QuickSkip, чтобы вручную проматывать рекламу 30-секундными отрезками".
Ладно, хорошо, но как Commercial Advance распознаёт рекламу? В FAQ написано, что начало рекламного блока определяется затемнением экрана ("fade-to-black") и изменяющейся громкостью звука. Здесь же оговорка, что функция может ошибаться.
Впрочем, сами пользователи говорят, что Commercial Advance всё же отфильтровывает 80-85% рекламы. Они же отмечают, что качество работы противорекламной функции сильно зависит от качества ТВ-сигнала. Что-то не очень убедительно, вам так не кажется?
Как бы там ни было, но когда CNW Marketing Research опросила американцев-владельцев цифровых видеомагнитофонов, выяснилось, что телерекламу таким способом не смотрят от 65% до 93% пользователей в зависимости от рекламируемых товаров.
И вот, что они сделали: пятеро пользователей ReplayTV заручились поддержкой Фонда электронного фронтира (Electronic Frontier Foundation — EFF) и обратились в суд со встречным иском к компаниям-агрессорам, настаивая на том, что удаление рекламы вполне законно, а преследование SONICblue нарушает, грубо говоря, права человека.
Могущественные противники SONICblue через Американскую ассоциацию киноиндустрии (Motion Picture Association of America — MPAA) назвали эту выходку "рекламным трюком", подчеркнув, что не хотели обидеть конкретных пользователей, которых они в глаза не видели.
Кстати, СМИ много рассуждают о некоторой странности претензий к ReplayTV. Любой человек на обычный видеомагнитофон может записать с телевизора любую передачу, а потом при просмотре проматывать рекламу. Если повозиться с двумя "видаками", то рекламу можно и вырезать. Почему бы не запретить видеомагнитофоны?
Что же касается SONICblue, то она преспокойно продолжает продавать ReplayTV, представляет на выставках новые изделия, совершенствует старые и не особо беспокоится о собственном будущем.
Вот такая история. Незавершённая. На досуге можно подумать о том, нужны ли нам, потребителям, подобные антирекламные технологии в то время, как маркетинг становится всё изощрённее?
С другой стороны та же телереклама может быть полезной — к примеру, анонсы фильмов, которые будут показывать по ТВ или в кино, большинству из нас особо не мешают.
И последнее. ReplayTV умеет удалять рекламу только из записанных программ. Если же появится устройство, способное вырезать рекламу в "прямом" эфире, скажем, передавая сигнал с 5-минутной задержкой, и при этом будет действовать с 95-процентной точностью, вот тогда рекламистам от телевидения придётся туго.
Кто знает, может такой "магнитофон" уже неподалёку?