Тем, кто видел рекламные плакаты, приписываемые Puma, не надо объяснять, что офлайновая реклама всё ещё способна произвести впечатление. Даже на взрослых, не говоря уже о детях.
А теперь смотрите, что произошло. Американская компания Midway Games выпустила в ноябре 2002 года пятую часть своей игры Mortal Kombat: Deadly Alliance (МК5).
Об игре как таковой говорить смысла нет в принципе — все и так знают, что это довольно-таки посредственное мочилово.
С момента выпуска в 1992 году первой Mortal Kombat игра породила горячие дебаты по поводу уместности столь лютого насилия в видеоиграх, что игровой индустрии аукается до сих пор.
Вот, и, значит, как полагается по законам рынка, разработчик начал рекламировать свою игру. В ход, кроме всего прочего, пошли наружная и телевизионная реклама.
Прошло полгода, продано более миллиона копий МК5, и рекламу наконец заметили! Вот они — сообщения авторитетных СМИ: Reuters, Forbes, BBC и Register. Смысл — реклама Mortal Kombat потворствует насилию!
Естественно, не журналисты к такому выводу пришли: так называемый сторожевой пёс (watchdog) — британская администрация по рекламным стандартам (Advertising Standards Authority — ASA) — спохватился, причём по просьбам трудящихся.
Ну, и пришло время рассказать, что же это за реклама такая гнусная. Больше всех общественность возмутил такой рекламный постер: в вагоне поезда чернокожий юнец в капюшоне кладёт окровавленную руку на плечо белому бизнесмену средних лет.
Затем идёт слоган: "Это есть в каждом из нас" ("It's in us all"). В том смысле, якобы, что мы все в душе насильники.
"Данный постер был создан в рамках рекламной кампании на телевидении, которая была призвана продемонстрировать соревновательный характер игроков и их мысли при игре.
Здесь не показывается преступление или акт насилия, — объяснил директор по маркетингу Midway Games Дэвид Бёртон (David Burton).
— Было бы прискорбно, если мы кого-то оскорбили этим постером. Мы не намеренно". Он также подчеркнул, что реклама — "плод фантазии", и она не была нацелена на детей младше 18 лет.
Признаться, мы старались найти это ролик в Сети и даже нашли, но он оказался уже обрезанным. В общем, кровавый сайт так и называется — It's in us all. Там три ролика: два отрывками, один целиком. В том, что сохранился в целости, мы видим это:
Молодой человек, стоящий к зрителю спиной, обнимает свою девушку. Крепко так обнимает, девушка кладёт руки ему на плечи. Потом кадры из игры, а затем мы видим, что на майке молодого человека от рук девушки остаются кровавые следы. "Это есть в каждом из нас". Mortal Kombat: Deadly Alliance. Всё.
То есть девушка, похоже, поиграла в игру, испачкала руки, а помыть — не помыла. Посетителям сайта предлагаются обои для рабочего стола с финальным кадром в любимом разрешении. Постер, прямо скажем, на любителя.
Какой же вердикт вынес сторожевой пёс британской рекламы? Как ни странно, в ASA не согласились с тем, что реклама МК5 потворствует насилию, как и с тем, что она безответственна. Кроме того, ASA отклонила жалобу на то, что реклама проповедует расизм.
В то же время, администрация признала, что данный постер способен огорчить или оскорбить многих людей, в связи с чем постановила: если Midway Games соберётся когда-нибудь рекламировать игры в Великобритании, ей вначале придётся проконсультироваться с соответствующими органами.
Стало быть, англичане, во-первых, показали, что готовы принять меры даже из-за 15 жалоб, во-вторых, не ударили в грязь лицом, достаточно сдержано пожурив рекламистов, но вызвав шумный скандал.
Теперь кое-кто вспомнит о существовании Midway, их МК и возьмётся поиграть, кому-то понравится сама реклама. В общем, разработчик тоже ничего особо не потерял. Завершаем цитатой из хвалебной рецензии с сайта, заметьте, iafrica.com:
"Конечно же, самое главное, что вы найдёте в последнем Mortal Kombat — обильное количество крови, забрызгивающей каждый ваш шаг. Каждый удар производит настоящий ливень красного вещества, и к концу драки в крови будет всё".