Категории каталога
Каталог / Наука / Наука и жизнь / Призрачный стилет переносит десант без следов на воде

Призрачный стилет переносит десант без следов на воде

Американская компания M Ship Co., по контракту и на деньги американского ВМФ и Департамента перевооружения (Office of Force Transformation) американского Минобороны, построила необычный военный корабль — "М80 Стилет" (M80 Stiletto).

Новый корабль предназначен для быстрой и скрытной (по возможности) переправки небольшого боевого отряда в прибрежной морской зоне и высадки его на необорудованный берег.

Stiletto может перевозить несколько тонн груза. Это, среди прочего: команда из трёх человек, 12 коммандос или морпехов со всем возможным стрелковым вооружением, съестными и боеприпасами, средствами связи и другим необходимым снаряжением, 11-метровый моторный катер с жёстким днищем и ряд небольших беспилотных летательных аппаратов.

Тёмный провал на корме Stiletto – это док для 11-метрового катера (фото с сайта mshipco.com).

Тёмный провал на корме Stiletto – это док для 11-метрового катера (фото с сайта mshipco.com).
Данный корабль во многом уникален. Это наибольшее в мире военное судно, корпус которого полностью выполнен из углеродных композитов и различных видов пластмасс. Длина Stiletto составляет 24,4 метра, а ширина – 12,1 метра.

Но главное отличие Stiletto от предшественников заключается в том, что он очень устойчиво и легко способен нестись по водной глади на максимальной скорости более 50 узлов (то есть более 93 километров в час), не создавая за собой почти никакого кильватерного следа. Точнее – он должен быть необычайно слаб для водоизмещающего корабля такого размера, идущего на такой огромной скорости.

Раскраска экзотического корабля не оставляет сомнений в его военном назначении (фото с сайта mshipco.com).

Раскраска экзотического корабля не оставляет сомнений в его военном назначении (фото с сайта mshipco.com).
Зачем это нужно? Например, для большей скрытности. Когда в последние 10-20 лет стали множиться проекты больших и малых судов с низким уровнем заметности для радаров, многие специалисты сразу заметили: если от плоских стенок их корпусов лучи уходят в сторону, то бурный след за кормой остаётся превосходно видимым не только глазами, но и радарами (особенно с самолёта).

Визуальная заметность следа, к слову, тоже важна. Когда противник выслеживает вас с высоты.

Таким образом, сократив "пенность" и "игривость" волны, авторы корабля снизили его заметность (а верх корпуса Stiletto тоже выполнен малозаметным – он широк и низок, его борта наклонены и так далее). Но как же Stiletto гасит кильватерную волну?

Гранёные формы корпуса Stiletto намекают на сравнительно низкую заметность в радиодиапазоне (фото с сайта mshipco.com).

Гранёные формы корпуса Stiletto намекают на сравнительно низкую заметность в радиодиапазоне (фото с сайта mshipco.com).
Любопытно, что началась эта история с — погибающей Венеции. Там волны от прогулочных "речных трамвайчиков" разрушают основания зданий. И именно для Венеции американская фирма придумала в 1999 году днище типа M-hull. А яхтостроительная верфь в Сан-Диего (где расположена и сама M Ship Co.) построила образец такого небольшого судна.

Работает M-hull так: волна, поднимаемая центральной частью корпуса, очень плавно закручивается в двух профилированных каналах, ограниченных боковыми корпусами.

При этом поток создаёт на корпусе дополнительную подъёмную силу (как газ на выгнутых лопатках турбины). А потом вода эта опускается вниз и сталкивается с той, которую пронзают боковые "лезвия". Одновременно эти кручёные потоки захватывают воздух, что также способствует выходу корпуса из воды.

Принцип одинарного M-hull: закрученные потоки воды создают подъёмную силу. На врезке слева: профиль "двойной M-hull" у Stiletto. Справа: разница в следе за кормой обычного катера и равного по размеру, но оснащённого днищем "одинарный M-hull", видна сразу (фото с сайта mshipco.com).

Принцип одинарного M-hull: закрученные потоки воды создают подъёмную силу. На врезке слева: профиль "двойной M-hull" у Stiletto. Справа: разница в следе за кормой обычного катера и равного по размеру, но оснащённого днищем "одинарный M-hull", видна сразу (фото с сайта mshipco.com).
В результате – низкое сопротивление движению (и никакого "горба" так называемого волнового сопротивления на графике мощности — на всём диапазоне скоростей от нуля до максимальной), да ещё – минимальный кильватерный след.

Таким образом, высокая скорость корабля при умеренной мощности двигателей (а значит — экономичность) – это второй плюс технологии M-hull.

Интересно, что для Stiletto компания разработала ещё более необычное днище — "двойной M-hull ". Со сложным профилем, как в поперечном, так и в продольном сечении. Добавим, что, как подобает современному кораблю, Stiletto насыщен электроникой.

В этом ракурсе прекрасно видна сложная форма днища (фото с сайта mshipco.com).

В этом ракурсе прекрасно видна сложная форма днища (фото с сайта mshipco.com).
Stiletto только-только изготовлен, и сейчас $6-миллионному углепластиковому чуду предстоят годовые испытания, призванные доказать, что просчитанный на компьютере корпус работает именно так, как задумано.

Если машина себя оправдает – она станет прототипом новых лёгких и высокоскоростных десантных кораблей для морпехов США и вообще – для разнообразного спецназа.

Материал предоставлен: membrana

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru