В США периодически обсуждается вероятность отказа от имеющейся системы здравоохранения и перехода к национализированной "социальной медицине". Подобные системы здравоохранения действуют, например, в Великобритании, Германии, Франции, Японии, Австралии и Канаде.
Сторонники национализации медицины оперируют следующими аргументами. Всемирная Организация Здравоохранения\World Health Organization считает, что доступ к системе здравоохранения является одним из неотъемлемых прав человека, причем вне зависимости от возможности человека платить за услуги врачей и лекарства.
США тратят на здравоохранение больше средств, чем любая другая страна мира. В 2000 году на одного американца, в среднем, было истрачено $4.5 тыс., причем следующая за США по уровню затрат Швейцария (используется смешанная государственно-частная система финансирования медицинских услуг) значительно уступает лидеру ($3.3 тыс.). Однако средняя продолжительность жизни в этих странах также отличается, но не в пользу США: в США этот показатель равен 77 годам, в Швейцарии - 80-ти. Еще больший диссонанс возникает при сравнении США и Кубы (государственная система медицины). В этих странах продолжительность жизни приблизительно одинаковая, а затраты на медицину на Кубе - одни из самых низких в мире ($186 на душу населения. Американские эксперты считают, что среднестатистический показатель затрат на здравоохранение скрывает реальное неравенство различных слоев населения США в доступе к медицинским услугам. Так, по данным Министерства Здравоохранения США\Department of Health and Human Services, люди с низким уровнем доходов и образования, как правило, умирают раньше образованных богачей.
По данным Центров Государственного Страхового Медицинского Сервиса\Centers for Medicare and Medicaid Services, в 2004 году американцы потратили на здравоохранение $1.8 трлн., то есть, 15.3% валового внутреннего продукта страны. Это рекордно высокая доля ВВП, затрачиваемая на программы здравоохранения. Для сравнения, в Швейцарии на эти цели тратится 10.9% ВВП, в Германии - 10.7%, в Канаде - 9.7%, во Франции - 9.5%.
В 1995 году в США на 1 тыс. человек приходилось 4.1 больничной койки. Причем этот показатель снизился, в сравнении с 1990 годом (4.7 коек). Это был наименьший показатель среди всех индустриально развитых стран. Для сравнения, в 1995 году во Франции на 1 тыс. человек приходилось 8.9 коек, в Германии - 9.7, в Японии - 16.2. В США больной проводит в госпитале в восемь раз меньше времени, чем в Японии.
Некоторые из "успешных", в медицинском плане, развивающихся стран имеют систему здравоохранения, ориентированную на большинство населения. Принцип - "низкий доход, высокое качество жизни" существует, например, в Шри-Ланке и Китае, где медицинское обслуживание, несмотря на ограниченность ресурсов этих государств, демонстрирует высокую эффективность. Средняя продолжительность жизни в этих двух странах соответственно 72.2 и 72.6 лет. На Кубе в системе здравоохранения делается акцент на универсальные медицинские услуги для всех категорий населения, а соотношение числа докторов и пациентов одно из самых высоких в мире.
С 1999 года Всемирная Организация Здравоохранения стала активно использовать новый индикатор - "продолжительность здоровой жизни"\Healthy life expectancy (HALE), то есть, ожидаемая продолжительность жизни новорожденного с учетом существующего на тот момент показателя смертности. Новый индикатор также учитывает количество времени, которое человек проводит в нездоровом состоянии. Этот критерий более корректно описывает эффективность системы здравоохранения в различных странах. Исследования ВОЗ показывают, что число лет, проведенных человеком в нездоровом состоянии, значительно выше для жителей бедных стран. В среднем, представитель наиболее "здоровой" нации проводит в нездоровом состоянии 9% своей жизни, в то время, как для наименее "здоровых" стран это показатель равен 14%. По этому показателю мировым лидером является Япония, где граждане проживают в среднем 74.5 года здоровой жизни. В числе других лидеров по продолжительности здоровой жизни - Австралия, Франция, Швеция, Испания, Италия, Греция, Швейцария, Монако и Андорра (во всех этих странах упор делается на государственные медицинские программы). США занимает 24 место в рейтинге - или в среднем 70 лет здоровой жизни для новорожденных 1999 года.
Как отмечают эксперты из Университета Джонса Хопкинса\Johns Hopkins University, львиная доля расходов на здравоохранение объясняется тем, что американцы оплачивают труд его работников и продукцию фармацевтических предприятий по более высоким тарифам, в сравнении с жителями прочих развитых стран. Для примера, анализ мочи в канадском госпитале стоит $8, в американском - $176, электрокардиограмма в Канаде обходится в $13, в США - $711, рентген грудной клетки в Канаде - $30, в США - $772. Авторы исследования резюмируют, что такая ситуация была бы вполне нормальной, если бы американское здравоохранение занимало первое место в мире и по своей эффективности. Однако, проблема состоит в том, что американцы платят за лечение намного больше граждан прочих развитых стран, но при всем этом получают за свои деньги примерно такие же результаты. Однако главная проблема системы здравоохранения США - ее фактическая недоступность для людей с низкими доходами, у которых нет медицинской страховки.
В свою очередь, противники перевода системы здравоохранения на государственные рельсы используют следующие аргументы. По данным исследовательского центра "Фонд "Наследие"\Heritage Foundation, национализированные системы здравоохранения поражены бюрократией, неэффективно тратят средства и плохо управляются. Кроме того, они гарантируют плохой уровень обслуживания и лечения. Национализация медицины приводит к автоматическому увеличению очередей пациентов в кабинеты врачей. Пациенты не имеют возможности выбора врача или выбора времени визита. В Великобритании ежегодно 800 тыс. человек месяцам ждут необходимой им госпитализации. В Канаде срок ожидания между моментом получения направления на консультацию к узкому специалисту (например, эндокринологу или гинекологу) и визитом к этому врачу, в среднем, составляет 17 недель, а в некоторых случаях еще больше (например, посещения офтальмолога приходится ждать 30 недель). Любопытно, что очереди не уменьшаются даже в случае увеличения государственного финансирования: за период с 1993 по 2003 год расходы на канадского пациента увеличились на 21%, а срок ожидания приема врача или процедуры удлинился на 70%.
Бюджетного финансирования недостаточно для оплаты последних новинок в сфере медицины (оборудования, медикаментов последних поколений). К примеру, 60% радиологического оборудования в клиниках Канады было произведено в 1950-е - 1960-е годы. В Великобритании ежегодно проводится 5 томографий на 1 млн. жителей, в среднем по Европе - 8 на 1 млн., в США - 42 на 1 млн. (данные исследовательского Brookings Institution) - то есть, медики лишаются возможности точной постановки диагноза.
Это, в свою очередь, приводит к дискриминации больных, то есть, врач вынужден выбирать, кто из его пациентов получит возможность проведения какой-либо процедуры. В 2002 году в Великобритании было опубликовано исследование, которое показало, что иностранные пациенты, лечившиеся в британских больницах и оплачивающие лечение из собственного кармана, обслуживались быстрее и лучше, чем англичане, уход за которыми оплачивало государство.
Еще одна проблема - низкие заработки медицинских работников. Великобритания вынуждена постоянно привлекать врачей и медсестер, получивших образование в иных странах - например, эмиграция африканских медиков (прежде всего, из бывших британских колоний) на Британские острова приобрела массовые масштабы. С другой стороны, британские дантисты перебираются в иные страны, поскольку их не устраивает уровень предлагаемых доходов и нагрузки (например, британский зубной врач, сотрудничающий с общенациональной страховой системой, вынужден принимать 30-40 пациентов в день, американский - 12). В Канаде с 1991 года наблюдается недостаток врачей. Чтобы обслужить пациентов, среднестатистический канадский терапевт в 1993 году работал 46.9 часов в неделю, в 1998 году - 53.3 часа. В результате, 18% канадцев испытывают проблемы с поиском врачей, особенно серьезен кризис в сельских районах, где существует хронический дефицит рентгенологов, психиатров, анестезиологов, онкологов, офтальмологов... Еще одна показательная статистика: в США на 10 тыс. новорожденных приходится 6.1 неонатологов, в Австралии - 3.7, в Канаде - 3.3, в Великобритании - 2.7. В США на 10 тыс. новорожденных есть 3.3 места для интенсивной терапии, в Австралии и Канаде - по 2.6, в Великобритании - 0.67.
Во многих странах, где система здравоохранения национализирована, медицинский персонал периодически объявляет забастовки, что негативно отражается на больных.