Ну, конечно, это будет не совсем экскаватор, а, по правде говоря, "совсем не". Но экскаваторные корни тут присутствуют, несомненно. Уникальный 1,5-тысячесильный автомобиль JCB Dieselmax недавно вывела на испытания транснациональная компания JCB (её штаб-квартира находится в Великобритании).
JCB — пятый в мире производитель строительной и агропромышленной техники — всяческих экскаваторов, погрузчиков, тракторов и тому подобного. Однако с этими медлительными аппаратами стремительную "сигару", которая выйдет на побитие рекорда нынешним летом, связывает не только родительская компания. Но обо всём по порядку.
Как мы уже сказали, цель проекта — взять планку в 300 миль в час (482,8 километра в час). Текущий официальный рекорд для дизельного автомобиля составляет 379,4 километра в час и держится с 1973 года, хотя вот дизельный грузовик Phoenix разгонялся на том же Бонневилле в 2002 году до 423 километров в час.
А JCB Dieselmax поведёт в бой британский пилот Энди Грин (Andy Green), который когда-то вовсю летал на истребителях Phantom и Tornado, а в 1997 году вошёл в историю на уникальном турбореактивном автомобиле Thrust SSC, созданном англичанином Ричардом Ноблом (Richard Noble).
Тогда Грин стал самым быстрым водителем в мире, установив в пустыне Чёрная скала (Black Rock) в Неваде абсолютный рекорд скорости на суше — 1228 километров в час, что выше скорости звука в 1,02 раза.
Его рекорд, к слову, так и не побит, хотя есть, как минимум, одна команда, которая намерена это сделать, но только их проект идёт как-то не особенно спешно.
Итак, JCB Dieselmax. Он имеет длину 9,09 метра, ширину 1,145 метра и высоту — 0,979 (по фонарь кабины) или 1,337 метра (по кончик стабилизатора).
Кузов, выполненный из карбонового композита, обладает отменной аэродинамикой. Внутри — пространственная рама из стали, и куча всякой начинки, из которой двигатели представляют особый интерес.
Разгонять машину будут два 4-цилиндровых 5-литровых дизеля JCB444-LSR, переделанных из серийных моторов, известных во всём мире по экскаваторам и другой спецтехнике JCB.
С литровой мощностью в 150 "лошадок" — это самые форсированные дизели на планете.
Тут нужно сказать, что новейший спорт-прототип Audi R10, который в этом году выиграл 12-часовую кольцевую гонку 12 hours of Sebring, оснащён 12-цилиндровым дизелем с двумя турбинами, который до сих пор считался самым "крутым". Ещё бы — в своей первой же гонке в карьере этот пожиратель солярки "сделал" своих бензиновых соперников.
Так вот, тот германский супермотор имеет объём 5,5 литра и мощность 650 лошадиных сил. То есть, "всего-то" 118,2 непарнокопытных на литр рабочего объёма. А ведь мотор этот специально создавался для кольцевого гоночного болида специалистами одной из самых уважаемых в мире моторов компанией. Британцы же умудрились превзойти этот параметр, форсируя какой-то "тракторный" агрегат.
Откуда же у моторов Dieselmax получилась мощность 750? Во-первых, инженеры увеличили рабочий объём мотора. В родном варианте JCB444 имел 4,4 литра (отсюда и его индекс). В "гоночном" — 5 литров. Но это не главное.
Как мы уже сказали — британцы сумели с каждого литра снять по 150 "лошадей". Как?
Они пишут, что серийный JCB444 проектировался для едва ли не круглосуточной работы в тяжёлых условиях. А потому он обладает колоссальным запасом по прочности, что позволило поставить на него двойной последовательный турбонаддув с двойным же промежуточным охлаждением подаваемого в мотор воздуха. Степень наддува также рекордная — 5,2 атмосферы.
На каждый поршень, для его охлаждения, подаются струи масла — в шесть раз интенсивнее, чем у серийного аналога.
Максимальная частота вращения рекордной парочки дизелей составила 3800 оборотов в минуту — для тракторов и экскаваторов показатель весьма высокий.
Полный вес "самого быстрого на планете экскаватора", включая вес гонщика, равен 2,7 тонны. Весь этот вес благополучно используется для прижима колёс (на резиновых шинах, заметьте) к дороге, так как JCB Dieselmax – полноприводный автомобиль.
Оба мотора лежат на боку. Их блоки отклонены всего на 10 градусов от горизонтального положения — для снижения высоты машины.
Многодисковое сцепление в масле и демпфер крутильных колебаний в каждой из трансмиссий должны, по замыслу разработчиков, мягко передавать чудовищный момент от двигателей к колёсам.
Останавливаться же дизельный монстр будет при помощи трёх систем. Он сможет тормозить двигателями (как современные магистральные тягачи, за счёт заслонок в выхлопной системе), с помощью двух парашютов, а также уникальных колёсных дисковых тормозов из карбона, дополненных оригинальными же гидравлическими поршнями, установленными в колесе вертикально.
И нетрудно понять — почему. Мощные движки будут нещадно греться, а большие радиаторы тут поставить негде. Да и сопротивление воздуху они оказывали бы огромное.
Увы, сколько бы ни бились инженеры над смазкой и охлаждением этих двух необычных дизелей, всё равно, как и многие другие гоночные моторы, они смогут прожить яркую, но весьма короткую жизнь. Моторесурс JCB444-LSR составляет всего 2 часа.
Будем надеяться, что этого времени "под нагрузкой" хватит британцам, чтобы провести в Бонневилле несколько испытательных и зачётных заездов.