Действительно, Молтону Тейлору (Moulton "Molt" Taylor) повезло намного больше, чем его коллегам, о которых мы рассказывали в предыдущей статье. Притом, что умер он относительно недавно — в 1995 году, за свою жизнь он успел фактически позагорать в лучах славы.
И, надо сказать, заслуженно. Массированную рекламу проекту по телевидению, радио и в газетах он пробивал лично и своего добился. К тому же, его "Аэрокар" (Aerocar) летал совсем неплохо, никого не угробил, за что и занял почётное место в авиационном музее. Но обо всём по порядку.
Уже в юности Тейлор сходил от авиации с ума. Он был одарённым инженером, но с летающим транспортом столкнулся не сразу. В 1942 году Тейлор служил на флоте и стал первым человеком, который успешно отправил в цель ракету "земля-земля", а ещё через год участвовал в создании первого поколения крылатых ракет.
Будущий создатель "Аэрокара" в тот момент был увлечён фултоновским воплощением мечты о крылатом автомобиле, тем более, что именно его впервые в истории официально признало Управление гражданской авиации США (Civil Aeronautics Administration — CAA). Тогда Тейлор ещё не знал, что вторым номером CAA сертифицирует именно его машину.
"Я видел, как это летает, как сбрасываются крылья, хвост, и получается автомобиль", — вспоминал позднее Тейлор. – И я подумал, это хорошая идея, но я могу добиться большего успеха".
Думая о совершенствовании "Амфибии", Тейлор рассуждал примерно так: если смысл летающего автомобиля в том, чтобы у человека была свобода передвижения, то хранить компоненты для полёта в аэропорту — не оптимальное техническое решение.
Он придумал возить всё это хозяйство с собой: крылья, хвост, и тыловой пропеллер, по его проекту, грузились в буксируемый автомобилем трейлер. В 1949 году строительство "Аэрокара" началось.
Чтобы уменьшить вес, Тейлор сделал кузов автомобиля из стекловолокна, а поскольку тыловые колёса использовались для приземления, принимали удар на себя, в "Аэрокаре" использовался экзотический по тем временам передний привод.
Самой сложной задачей было связать установленный спереди машины 180-сильный двигатель Lycoming с пропеллером на самом хвосте, но, помучившись несколько месяцев, Тейлор с ней справился. Годом рождения "Аэрокара" принято считать 1956 год — Taylor's Aerocar Incorporated выпускает опытный образец первой из четырёх моделей своей летающей машины.
В самом начале 1960-х у компании Тейлора появляется первый покупатель. Это популярный актёр Боб Каммингс, ведущий на телевидении своё "The Bob Cummings Show", в котором "Аэрокар" с этого момента регулярно появляется.
Кстати, жёлто-зелёная расцветка "Аэрокара" объясняется просто — это фирменные цвета NutraBio, производителя витаминов, спонсировавшего вышеназванное телешоу.
Каммингс был звездой, дамским угодником, но ещё и слыл храбрым пилотом. Как впоследствии выяснится, он являлся единственным хозяином чудо-машины, использовавшим покупку по назначению: Каммингс часто летал на своём "Аэрокаре" в Палм-Спрингс, Калифорния, и брал с собой пассажиров, среди которых была и Мэрилин Монро.
Во время беседы Тейлор вместе с помощником превратили автомобиль в самолёт. На сборку ушло три минуты. Благодаря массированной рекламе, лицензии CAA и отсутствию аварий, дело, казалось бы, пошло.
В 1961 году один "Аэрокар" покупает орегонская радиостанция KISN, чтобы информировать слушателей о ситуации на дорогах. Позднее удаётся найти ещё четверых покупателей, но ни один из них так и не стал летать. Например, владелец сети закусочных из Иллинойса выставил "Аэрокар" на обозрение ради рекламы.
Тем временем, Тейлор договаривается с компанией Ling-Temco-Vought о массовом производстве: можно было построить тысячу "Аэрокаров" примерной стоимостью $8,5 тысяч, при условии наличия 500 предварительных заказов.
Вдохновлённый перспективой Тейлор бросился собирать заказы, и через две недели у него было 278 депозитов по тысяче долларов каждый. Он отправил деньги Ling-Temco-Vought, но недостающие 222 заказа так и не поступили — сделка сорвалась.
Нужно отметить, что в то время "Аэрокар" никак не мог конкурировать в цене с обычными автомобилями – он стоил в 20 раз дороже средней машины. Впрочем, подобное соотношение сохранилось и по сей день, достаточно вспомнить Пола Моллера, оценившего первый Skycar в миллион долларов.
Следующий шанс выйти в массы у летающего автомобиля появился только спустя девять лет — в 1970-м уже третью модель "Аэрокара" с интересом рассматривала Ford Motor Company.
Тейлор встречается с вице-президентом компании Дональдом Петерсеном (Donald Petersen) и катает его как по воздуху, так и по земле. Он надеется сделать "по крайней мере, следующий шаг или два в исследованиях возможностей" своей машины.
Но в августе того же 1970-го на фоне нефтяного кризиса и возросшего импорта японских автомобилей интерес компании Форда сходит на нет. Вдобавок ко всему, Петерсен не хочет, чтобы публика думала о несерьёзности компании в связи с "безрассудным устройством".
Что касается безрассудства, то как раз в начале 1970-х было достаточно его примеров: Некто Леланд Брайен (Leland Bryan) построил аналогичный тейлоровскому летающий автомобиль, только пропеллеры крутились и в воздухе, и на земле. В 1974-м Брайен разбивается на своём Roadable III в лепёшку.
В 1973 году Генри Смолински (Henry Smolinski) строит машину ConVaii-Car, приделывая двигатель Cessna Skymaster к автомобилю Ford Pinto. Крылья разваливаются при первом же испытательном полёте, отправляя на тот свет Смолински и его пилота.
Всего компания Тейлора произвела на свет пять "Аэрокаров". Последние модели развивали в воздухе скорость более 120 миль в час (около 190 км/час), а по земле они двигались не медленнее тогдашнего типичного автомобиля.
Молтон Тейлор прожил 83 года. После себя он оставил ученика, который продолжает дело – строит "Аэрокар" на базе современного спортивного автомобиля. Несколько энтузиастов пытаются заниматься тем же, причём кое-кто даже создаёт летающий мотоцикл со съёмным "оперением". О них-то мы и расскажем в следующей части.
Продолжение следует.